Тема социальной поддержки насколько важна для любого государства, настолько же и болезненна. С одной стороны, забота о благосостоянии своих граждан ― важная часть деятельности власти. Однако, где та грань, за которой государственная помощь порождает иждивенчество? Является ли этот аспект одной из составляющих справедливого общества?
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
«Незаметная» реформа: в Казахстане исчезают барьеры
Доступность и прогресс: Алматы стал глобальным хабом инклюзии
Гражданская сознательность vs тотальный контроль
Очевидно одно: социальная политика государства должна быть максимально прозрачной и упорядоченной.
Ярким примером того, как бездумное внедрение выплаты обернулось социальным хаосом, стало повышение с 1 апреля 2019 года размера критерия оказания адресной социальной помощи (АСП) до 20 789 тенге, инициированное руководством еще старого Казахстана.
Пример: мама воспитывает четверых несовершеннолетних детей, доход семьи ― 50 тысяч тенге, то есть среднедушевой доход равен 10 тысячам на одного члена. От повышенного критерия в 20 789 тенге отнимаем 10 тысяч тенге и получаем сумму в 10 789 тенге, которую выплатят маме. Дети, по задумке, должны получать фиксированную выплату в 20 789 тенге. Умножаем эту сумму на 4 (количество детей) и получаем 83 156 тенге. Прибавляем к ней выплату для мамы (10 789 тенге) и тогда доход семьи составит 93 945 тенге. Совокупный доход с учетом АСП ― 143 945 тенге.
Казалось бы, прекрасная инициатива. Но по факту Казахстан захлестнула волна разводов и… отказов от детей отцами семейств.
В мае 2019 года Касым-Жомарт Токаев заявил об учащении случаев разводов многодетных родителей ради получения АСП и поручил разобраться с мошенничеством, а также ускорить процесс цифровизации социальной сферы.
Однако заставить работать иначе механизм, долгие годы действовавший по накатанной схеме, оказалось не так просто. В сентябре 2025 года президент Токаев во время выступления с Посланием народу Казахстана заявил, что в стране предстоит унифицировать размеры социальных выплат для уязвимых категорий во всех регионах. Он уточнил, что «близорукая, примиренческая социальная политика государства привела к появлению более ста разного рода льгот, выбиванием которых занимается отдельная категория граждан, так называемые «помогайки».
«Нужно понимать, что государство не отказывается от выполнения своей базовой функции, но искусственно раздутые социальные льготы – это отвлечение огромных средств от реального развития, а именно от строительства школ, больниц, транспортной инфраструктуры и многого другого», ― заявил президент.
В свое время, продолжил глава государства, «социальщики» придумали новую категорию, подлежащую льготным выплатам, — неполные семьи. В результате резко выросло количество разводов, по этому показателю Казахстан даже в свое время вошел в группу мировых «антилидеров». Другими словами, вместо рациональных решений в социальной сфере правительство на протяжении как минимум 15 лет, по сути, занималось поощрением социального иждивенчества и социального мошенничества.
«Критически важно заняться детальным изучением демографических тенденций, принимать решения, рассчитанные на многие годы вперед. Но в этой сфере тоже не налажен должный учет и анализ данных, что затрудняет прогнозирование потребностей рынка труда, планирование развития инфраструктуры и решение других важных задач», ― подчеркнул глава государства.
Он предложил на базе АСПИР создать Центр анализа и прогнозирования демографических процессов с внедрением инструментария больших данных и технологии искусственного интеллекта.
«Тенденции в демографии и на рынке труда диктуют необходимость пересмотра подходов и к пенсионной системе. Наблюдается низкий уровень пенсионных накоплений, особенно среди самозанятых. Правительству совместно с Национальным банком и АСПИР следует принять меры для укрепления финансовой устойчивости пенсионной системы, обеспечения долгосрочного баланса и достойного уровня пенсий», ― сказал Касым-Жомарт Токаев.
Впрочем, решительные меры по оптимизации работы социальной сферы правительство начало принимать еще до выступления президента. Так, с начала 2025 года более 397,8 тысячи казахстанцев получили SMS-сообщения о возможности получения государственных услуг в проактивном формате благодаря внедрению Цифровой карты семьи (ЦКС). Из них свыше 208 тысяч граждан воспользовались правом оформить пособия и выплаты без подачи заявлений
По данным Минтруда Казахстана, Цифровая карта семьи формируется на основе данных из всех действующих государственных информационных систем. В настоящее время в ней аккумулирована информация о 20,2 миллиона граждан Казахстана, что составляет более 6,2 миллиона семей.
Главная цель проекта — обеспечить равный доступ казахстанцев к государственной поддержке. В Социальном кодексе Республики Казахстан ЦКС закреплена как инструмент, помогающий определять приоритеты и направления социальной политики на средне- и долгосрочную перспективу. Кроме того, она исполняет роль ежедневного электронного уведомителя, информируя граждан о возможностях получения гарантированной господдержки в зависимости от их социального статуса.
На сегодняшний день ЦКС позволяет гражданам, имеющим право на меры господдержки, автоматически оформить одиннадцать видов пособий и выплат. Среди них — социальные выплаты на случай утраты трудоспособности, потери работы или кормильца; пособия по рождению и уходу за ребенком до полутора лет; выплаты родителям или опекунам детей с инвалидностью; пособия по инвалидности, многодетным семьям и матерям, награжденным подвесками «Алтын алка» и «Кумис алка»; адресная социальная помощь, а также единовременные выплаты на погребение.
Кроме того, система уведомляет граждан о возможности получения пенсионных выплат, сроках действия статуса «кандас» и мерах занятости для безработных. Для оформления достаточно подтвердить согласие ответным сообщением, после чего заявление и назначение пособия или выплаты производятся автоматически.
Пусть медленно, но верно в Казахстане вырисовываются четкие контуры социального государства, где каждое действие пронизано уважением к закону и порядку.
Фото из открытых источников