Современный государственный курс на построение Справедливого Казахстана зиждется на ряде приоритетов, ключевыми из которых можно считать всеобъемлющую заботу о подрастающем поколении и обеспечение подлинного равенства в обществе. Синергия этих двух приоритетов, сходящихся в какой-то сфере, дает поистине впечатляющие результаты, наглядным примером чего является развитие инклюзивного образования в Казахстане.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Гражданская сознательность vs тотальный контроль
Олигархи, бюрократы, полицейские, детдомовцы и президент
Невидимая угроза: как Казахстан борется за генофонд нации
Новый уровень социальной политики
Насчет инклюзии в нашем обществе до сих пор существует неверное представление, поэтому немного теории. Инклюзия — это не благотворительность и уж точно не одолжение людям с особыми потребностями, а процесс их включения в активную жизнь общества посредством обеспечения условий для равного участия во всех проявлениях: начиная от образования и заканчивая трудоустройством и досугом.
С организацией безбарьерной среды в населенных пунктах Казахстана пока все сложно — в том числе и из-за устойчивого стереотипа, будто общество делает какое-то одолжение «калекам» и «больным», из-за чего появляются все эти пандусы с углом наклона в 45 градусов и круче, игнор колясочников некоторыми бездушными водителями общественного транспорта и так далее.
К счастью, в мире детства все обстоит кардинально противоположным образом. С 2021 года по инициативе Касым-Жомарта Токаева, который лично занимается всеми связанными с детьми вопросами, началась системная реализация масштабных социальных реформ, нацеленных на формирование равной, доступной и безопасной среды для юных казахстанцев, а также на обеспечение всем им качественного образования. Тогда были приняты законодательные изменения по вопросам инклюзивного образования, учитывающие в том числе и особые потребности каждого ребенка. Была значительно укреплена нормативная база, обеспечивающая доступ к качественному образованию для детей с особыми потребностями, защиту их прав и расширение возможностей. Государство взяло на себя гарантии, что на всех уровнях системы инклюзивного образования будут созданы условия для его получения, а также введены механизмы психолого-педагогического сопровождения и оценки образовательных потребностей.
Как рассказали в пресс-службе министерства просвещения, для обеспечения взятых на себя государством обязательств была разработана трехуровневая модель психолого-педагогического сопровождения, а также специальные стандарты для детей с ограниченными возможностями.
В штатных расписаниях образовательных организаций появились новые должности для сопровождения и поддержки детей в процессе обучения. Сейчас в казахстанских школах около 10 тысяч специальных педагогов оказывают психолого-педагогическую поддержку, почти тысяча детей обеспечены индивидуальными помощниками, а в детских садах и колледжах работают педагоги-ассистенты. Доля образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования, достигла 91 процента, охват специальной психолого-педагогической поддержкой составляет 85%.
В стране активно развивается инфраструктура поддержки детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время функционируют 509 специальных организаций, включая 46 специализированных детских садов, 99 специальных школ, 110 психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), 230 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 11 центров аутизма и 13 реабилитационных центров. Кроме того, в регионах открыто более тысячи кабинетов поддержки. По поручению президента расширяется сеть центров аутизма, утверждена концепция сопровождения детей с раннего возраста до получения профессии. За последние два года в целях совершенствования учебно-методической базы разработано 97 учебников, 88 типовых программ и 50 методических рекомендаций.
На IV заседании Национального курултая Касым-Жомарт Токаев поручил перейти к комплексной поддержке детей с ограниченными возможностями, что вылилось в разработку соответствующего законопроекта. Этот документ впервые обеспечит взаимодействие сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, то есть, соответствующих министерств в деле заботы об особенных детях.
Сам же президент на IV Курултае отметил, что инновационные подходы, направленные на развитие человеческого капитала, позволяют в полной мере раскрыть потенциал каждого ребенка и способствуют равноправному и справедливому развитию общества. Инклюзивное образование стало одним из важнейших направлений, определяющих новый качественный уровень социальной политики Казахстана.
Первый в истории
И эта деятельность не осталась незамеченной на мировой арене, где, судя по всему, внимательно следят за происходящим в Казахстане. В январе этого года достижения Казахстана в сфере инклюзивного и специального образования получили высокую оценку в Лондоне — на проходившей там международной выставке Bett Show. Участники мероприятия настолько впечатлились, что решили провести первый в истории Всемирный конгресс по инклюзивному образованию именно в Казахстане. Выбор пал на Алматы, где на минувшей неделе и произошло это масштабное событие, собравшее более 1200 экспертов из 40 стран мира.
World Inclusion Congress (WIC) – 2025 объединил экспертов, педагогов, представителей государственных и общественных организаций, а также лидеров технологической индустрии, которые обсудили пути формирования качественной, безопасной и доступной системы образования для всех детей.
В первый день конгресса на круглом стол, посвященном глобальным трендам в инклюзивном образовании, где обсуждали существующие вызовы и возможные решения, министр просвещения Казахстана Жулдыз Сулейменова предложила принять Алматинскую декларацию по инклюзивному образованию.
В декларации нашли отражение ключевые темы конгресса:
- интеграция инклюзии в основу образовательной системы;
- использование цифровых технологий и искусственного интеллекта как эффективных инструментов инклюзии;
- обеспечение равного доступа к качественному образованию, снижение образовательного неравенства;
- создание устойчивых платформ для международного сотрудничества и обмена знаниями;
- поддержка развивающихся стран;
- внедрение систем мониторинга и отчетности.
Участники предложили направить декларацию в ЮНЕСКО и сделать из нее основу для глобального совершенствования инклюзивной образовательной политики. Очередная глобальная инициатива, рожденная в Казахстане — или обычный вторник для нашей страны.
15 панельных сессий WIC–2025 были объединены девизом «Доступность. Равенство. Прогресс», на них обсудили около 160 тем. В этой работе приняли участие порядка 3 тысяч человек. А вопросы обсуждались действительно важные:
- как создать эмоционально и физически безопасную среду для детей с особыми образовательными потребностями,
- что предпринять в плане комплексной поддержки детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями,
- каким должно быть профессиональное развитие педагогов,
- нюансы внедрения EdTech и искусственного интеллекта в процесс обучения,
- общие проблемы обеспечения равного доступа к высшему образованию и рынку труда.
В выставке Innovation Expo, прошедшей в рамках конгресса, приняли участие 17 компаний из Казахстана, Великобритании, Китая, США, Польши и стран Юго-Восточной Азии. Там были представлены передовые цифровые решения для развития инклюзивного образования и создания доступной среды. Участники продемонстрировали адаптированные обучающие платформы, интеллектуальные системы видеонаблюдения, персонализированные учебные инструменты и EdTech-технологии.
По итогам WIC-2025 Алматы признан глобальным хабом инклюзивного образования. Конгресс, прошедший в южной столице Казахстана, стал продолжением конкретных шагов нашего государства по модернизации системы образования, развитию цифровой и социальной инклюзии, а также созданию равных возможностей для детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, Казахстан утвердился как региональный лидер и надежная платформа для глобального диалога по вопросам образовательного равенства и развития человеческого потенциала.
Фото из открытых источников