Общество

Алматинский Counter-Strike: механизм противодействия

Виктор Майлин

21.10.2025

В Алматы прошли антитеррористические учения в условиях, близких к реальным

На фоне глобальной турбулентности в мире вновь обостряется угроза терроризма. Особенно это актуально для Центральной Азии, оказавшейся в треугольнике интересов Китая, США и России, способных дестабилизировать обстановку в регионе в борьбе за влияние. Дипломатические усилия Казахстана, других республик Центральной Азии помогают сдерживать сползание в дестабилизацию, столицы региона выстраивают собственную архитектуру безопасности. Однако единичных эксцессов никто не отменял, и в Казахстане к потенциальным угрозам террористических актов подходят со всей серьезностью. По крайней мере, недавний условный захват заложников в аэропорту Алматы и отработка действий в подобных ситуациях показали — спецслужбы Казахстана готовы к боевой работе в экстремальных ситуациях.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Слово о Мире, прозвучавшее в Астане

История в строю: армия как фундамент казахской государственности

Невидимая угроза: как Казахстан борется за генофонд нации

На территории Международного аэропорта Алматы состоялись плановые антитеррористические учения, организованные городским оперативным штабом по борьбе с терроризмом.

В учениях приняли участие сотрудники специальных и правоохранительных органов, службы авиационной безопасности, а также представители экстренных служб города.

Мероприятие было направлено на совершенствование механизмов предупреждения и пресечения возможных актов терроризма, а также отработку взаимодействия между государственными органами и службами аэропорта в условиях, приближенных к реальным.

Сценарий учений напоминал голливудские боевики с захватом заложников в самолете и четкими действиями спецназа, решившего «проблему» за три с половиной часа. При этом «террористы» вели переговоры, а после штурма их «подельники» решились на отчаянную меру, захватив курсовой аэропортовский автобус. Но «угомонили» и этих. 

Руководитель группы взаимодействия со СМИ, полковник полиции Салтанат Азирбек отметила, что все поставленные учебные задачи выполнены в полном объеме. В ходе учений отработаны алгоритмы реагирования на чрезвычайные ситуации, эвакуации граждан, блокирования условных преступников и ликвидации последствий возможных угроз.

«Главная цель этих учений — выработать механизм противодействия актам терроризма и возможным последствиям. По задумке, было проведено освобождение заложников с условно захваченного воздушного судна — условия были максимально приближены к реальным событиям для участников учения. Сценарий был секретом — поэтому ни одна из задействованных служб не знала о том, как будут развиваться события, — отметила Салтанат Азирбек. — С поставленной задачей сотрудники специальных и правоохранительных органов справились на отлично. При этом стоит отметить, что работа аэропорта не было парализована — все воздушные суда по авиасообщению вылетали в штатном режиме». 

Как это обычно бывает, на новости об учении в алматинском аэропорту налетели скептики со своими «глубокомысленными» рассуждениями о показухе и напрасной трате средств. Дескать, реальных террористов так легко и просто расщелкать не получится, приводя в пример события Кровавого января 2022 года — мол, где тогда был этот ваш спецназ. 

Ирония в том, что немногочисленные скептики в чем-то даже правы — в Кантар никакой спецназ себя не проявил. Но есть один нюанс — Касым-Жомарт Токаев лично озаботился национальной безопасностью республики как раз после январских событий 2022 года. До того, как мы помним, расклад в элите был кардинально другим, и президента старались не подпускать к темам, курируемым тем же Каримом Масимовым, другими «силовыми» персонами. 

А 19 января 2022 года Токаев подписал указ о создании командования Сил специальных операций ВС РК. Поручение о создании такой структуры он отдал на заседании Совбеза, состоявшемся 15 января. Глава государства также подчеркнул, что важно не допустить нарушения прав граждан в ходе антитеррористических операций.

Согласно документу, командующий Силами специальных операций назначается президентом, а его кандидатуру рекомендует министр обороны.

Собственно говоря, с того дня и началась трансформация системы национальной безопасности, о подробностях которой нам, естественно, не расскажут — как не расскажут такого в Моссаде, ЦРУ, ФСБ и других спецслужбах мира. На то она и безопасность, чтобы ее обеспечение всячески камуфлировалось и скрывалось. 

Но кое о чем мы можем судить по открытым источникам информации. К примеру, не только Алматы в текущем году становился ареной масштабных антитеррористических учений — они прокатились буквально по всем регионам Казахстана, включая не только тревожные, вроде западных областей страны, но и спокойный в этом отношении север республики. 

Помимо учений, в информационной повестке всплывали и новости об антитеррористической проверке различных объектов. 

Так, в июле в Шымкенте было признано уязвимым здание акционерного общества «Химфарм». Рабочая группа, проверявшая его, отнесла здание к категории потенциально опасных объектов. Специалисты отметили, что в случае террористической атаки предприятие может стать причиной значительных человеческих жертв, а также серьезного экономического и экологического ущерба. В связи с этим объект оставлен в перечне уязвимых в террористическом отношении.

В августе, перед началом нового учебного года, прошла масштабная антитеррористическая проверка школ страны. В результате проверок было выявлено более 800 правонарушений по антитеррористической защите. Основные недостатки: короткие сроки хранения видеозаписей, отсутствие бесперебойных и резервных источников энергии, наличие «слепых зон», а также технические неисправности. К административной ответственности привлечен 141 руководитель. Их оштрафовали на 43 млн тенге.

Словом, незаметная работа по обеспечению нашей с вами безопасности от террористических проявлений, свидетелями которых мы были в последний раз еще в 2016 году (правда, спустя шесть лет оказалось, что подобным ячейкам душегубов просто не давали отмашку, но держали их на коротком поводке, что вылилось в кровавую баню в Алматы), дает свои результаты, признаваемые и на международном уровне. 

Так, в этом году Институт экономики и мира поместил Казахстан в глобальном индексе терроризма на 100-е место. Это означает низкий риск терактов. К примеру, соседний Узбекистан на десять пунктов выше нас в этом рейтинге, а Таджикистан и вовсе занимает 70-е место. 

В общем, возвращаясь к алматинским учениям, с которых мы начали, можно с уверенностью сказать, что пока взрослые мужчины с боевым оружием играют в Counter-Strike в оффлайне, казахстанцы спят спокойно. 

Фото автора


Виктор Майлин

Топ-тема