Общество

О сортах успеха: недостижимые иллюзии и героическая реальность

Виктор Майлин

05.05.2025

Обзор казахской прессы

Что такое successful success?

Одна из старейших газет республики «Жаса Алаш» поделилась итогами круглого стола, который провела редакция. Дискуссия прошла на достаточно животрепещущую общественно-социальную тему: «Десін дерті: әлеуметтік желі, табыс культі мен жалған үміт» — «Болезнь дизайна: социальные сети, культ успеха и ложные надежды».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Дипломатический мастер-класс: как потерять друзей

Параллельный мир: Казахстан стал жертвой ЛГБТ-пропаганды?

Magnum и позитивная дискриминация

Гостьи редакции, специалисты в области психологии Нургуль Молдабакызы и Аманжол Гульшарбат, а также социолог Айгуль Беймишева ответили на вопросы корреспондента редакции «Жас Алаш» Акгулим Ерболкызы. 

Журналист начала разговор со следующих пассажей: «В втором десятилетии XXI века феномен, который стремительно распространился в обществе под влиянием социальных сетей и средств массовой информации, известен на том же Западе под термином «successful success», что в переводе означает «успешный успех». Хотя на первый взгляд эта концепция может показаться ироничной, мы не можем отрицать, что она создала определенный стереотипный образ успеха в современном мире. Это когда большей частью молодые люди стали измерять успех в жизни такими вещами, как дорогая машина, карьера и частые поездки за границу. Блогеры в социальных сетях рекламируют свои доходы, говоря что-то вроде «Я зарабатываю миллион тенге в минуту», «Я путешествую три раза в месяц» и «У меня пять домов или шесть машин». Это явление оказало глубокое влияние на сознание многих людей и открыло новое измерение человеческой самооценки. Люди достигли такого уровня, когда они оценивают свои способности и умения не с точки зрения сумм неких знаний, навыков, а единственно с точки зрения своих «блестящих достижений». В результате некоторые настоящие, реальные жизненные цели утратили смысл, и многие люди стали зависимы от …онлайн-гламура. А завышенные, часто ничем не подкрепленные ожидания и желания, приводят к тому, что среди молодежи стали более распространенными такие психологические проблемы, как неуверенность в собственных силах, постоянное чувство неполноценности и синдром социального сравнения…». Далее она резюмирует: «Когда у нас появилась привычка смотреть свысока на блистательную жизнь других людей и считать свою судьбу неудачной, а свою жизнь бессмысленной?» 

Психолог Нургуль Молдабайкызы объяснила это тем, что по пирамиде Маслоу, «социальное принятие и самореализация являются высшим уровнем психологических потребностей.

«И современная медиакультура учит нас выражать эту потребность через внешние «атрибуты успеха». Кроме того, известно, что в советский период существовали ограничения на материальные ценности. В условиях нехватки одежды, предметов домашнего обихода и качественных товаров потребительские потребности людей не удовлетворяются в полной мере. Травматический отпечаток этого дефицита сохраняется и по сей день, приводя к повышенному спросу на материальные блага в современном обществе. Люди хотят чувствовать свою ценность посредством внешних атрибутов, таких как одежда, сумки и смартфоны. Можно сказать, что это внешний механизм компенсации внутреннего дефицита. А во втором десятилетии XXI века влияние социальных сетей и средств массовой информации создало феномен «успешного успеха». Это искусственный образ успешной жизни, который часто изображается в социальных сетях. Молодые люди, видя этот пример, будут измерять ценность жизни дорогими автомобилями, роскошной жизнью и зарубежными поездками», — уверена психолог. 

Далее инициатор дискуссии продолжает обсуждение, отметив так называемый «инстаграмный» образ успеха, и спросив, насколько он реалистичен. И не приводит ли погоня за «блестящими достижениями» в социальных сетях к ослаблению моральных ценностей.

На это ответила социолог Айгуль Беймишева: «Да, повсеместный интерес и стремление к «блестящим достижениям» могут привести к ослаблению моральных ценностей. Например, в обществе снижается эмпатия. То есть возникает идея, что если человек не достигает какого-то «стереотипного» успеха, то винить в этом он может только себя. Другим важным фактором является рост материализма и конкуренции. В обществе стремление к успеху и прибыли будет преобладать над сотрудничеством и единством. Человеческие ценности, включая взаимоотношения, ослабевают. Когда люди ищут выгоду от других и преследуют свои личные интересы, теплые человеческие отношения рушатся».

Редакция «Жас Алаш» задалась и таким вопросом, как социальное неравенство в обществе, в котором укоренилась иллюзия успеха, демонстрируема блогерами. 

На него ответила специалист в области психологии Аманжол Гульшарбат: «Думаю, что эта тенденция вдвойне углубит социальное неравенство в обществе. Потому что он представляет образ жизни богатых людей как общий пример для всех. Однако в обществе с неравными стартовыми возможностями эта модель недоступна для многих. Этот диссонанс, в свою очередь, увеличивает пропасть между бедными и богатыми. Хотя сегодняшние социальные сети создают ложную иллюзию, что «у всех нас равные возможности», на самом деле неравенство в реальной жизни ощущается острее, чем когда-либо. Кроме того, «модель дохода», предлагаемая блогерами и влиятельными лицами, часто является искусственной. Они скрывают истинную сложность и случайность достижения успеха. В результате у молодого поколения формируется внутренний комплекс: «Если я не могу этого сделать, значит, со мной что-то не так». На самом деле успех не всегда является справедливой наградой за упорный труд… Часто это может быть результатом выгодного, выгодного положения в социальной структуре, связей и совпадений. Это неправда. Поэтому дается только ложная, а не истинная надежда».

Одним словом, приглашенные специалисты так или иначе наводят на мысль, что для превалирующей массы successful success устроен так, что его априори невозможно достичь. В итоге люди не покоряют социальный Олимп, разочаровываются в себе и могут впасть в фрустрацию.

Служили два казахских снайпера

На портале Ult опубликована проблемная статья Жасұлана Бақытбека «Әйгілі мерген Әбдібековтің жан досы Әбіл Нүсіпбаев қашанғы елеусіз қалады?» — «Как долго Абиль Нусупбаев, близкий друг известного снайпера Абдибекова, будет оставаться незамеченным?» 

Одним из самых знаменитых и грозных советских снайперов (входит в двадцатку лучших по итогам Великой Отечественной войны) был Тлеугали Абдибеков. Последнего своего врага, тоже снайпера, он уничтожил в своеобразной дуэли 22 февраля 1944 года. Поразил врага и потом ушел из жизни от ранения в шею — в медсанбате. Его прах ныне покоится на братском воинском кладбище в Псковской области. Всего он отправил на тот свет 397 фашистов. Посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза. Есть наградной лист, но там не хватило только одной подписи — командующего войсками 2-го Прибалтийского фронта генерал-полковника А. И. Еременко. 

В 2020 году Тлеугали Абдибекову, уникальному бойцу-снайперу, было посмертно присвоено звание Халык Кахарманы – Народного Героя. Он воспитал немало высококлассных стрелков — более тридцати бойцов.  

И был у него лучший друг, земляк, казах Абиль Нусупбаев. Уроженец Жамбыльской области, из села Каракемир, начавший войну в прославленной 316-й дивизии. Так вот, на фронте, уже после того, как отстояли Москву, Абиль Нусупбаев воевал рядом с Тлеугали Абдибековым. А знакомство их тянулось еще из мирной жизни, когда они проходили курсы в стрелковом клубе. По сути, на двоих оба приговорили к смерти несколько подразделений фашистских оккупантов. 

Они вместе «разрабатывали» снайперские бои, ценились своими однополчанами — автоматчиками, пулеметчиками — которым открывали путь, «снимая» вражеских стрелков…   

В боях они и погибли один за другим. Журналист Жасұлан Бақытбек, рассказав о боевых подвигах Абиля Нусупбаева, имевшего на своем счету двести с лишним уничтоженных гитлеровцев, о его товарищеских отношениях с Тлеугали Абдибековым, ставит вопрос, который давно волнует общественность и земляков геройского снайпера — разве недостоин такой боец звания Халык Кахарманы? К слову, в одном из сражений Абиль даже умудрился подбить вражеский самолет! 

Словом, вопрос журналиста справедлив. 

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Топ-тема