Алматы

02.11.2021

Права детей – решения взрослых

Трагедия с восьмиклассником из НИШа всколыхнула общество, вскрыв ряд проблем, как в обществе, так и в государственной политике. Одна из них – это права детей в Казахстане. Наличие таковых никто не отрицает, но разногласия возникают по части их практической реализации, понимания необходимости их бескомпромиссного соблюдения и включения в этот процесс «норм морали», «традиционных ценностей» и чего-то в этом роде, что не имеет юридической основы.


Но именно от этого нужно отталкиваться, если мы хотим жить в правовом государстве, поэтому сегодняшний наш материал по правовой практике мы посвящаем детям.


Законы и общество

Для начала небольшое разъяснение. Наш своеобразный «ликбез» вызвал неоднозначную реакцию у читателя. Немало из них поддерживают и соглашаются, но другие, соглашаясь, отмечают, что это все теория и с реальным положением вещей ничего не имеет. Да, мы, естественно, согласны с тем, что большинство из прописанных в казахстанском законодательстве прав и свобод носит декларативный характер, но этот факт играет дополнительный отрицательный фактор.

Какой? Просто номинальные граждане используют его как оправдание собственного бездействия – мол, все равно ничего не получится. Это точно также, как просиживать дыры в диване в день выборов, говоря (через соцсети) о бесполезности голосовать. Или молчать о проблемах, спирая на отсутствие свободы слова, заявляя, что «все равно ничего не изменится». Но скажем банальность – с таким отношением к собственным (!) правам уж точно никогда их не добьешься. Конечно, сейчас партия и правительство, Акорда и парламент, пытаются проводить политические реформы в этом направлении и иногда какие-то просветы возникают, но это слишком долгий путь, да и не в том он направлении, если честно. Поэтому нужно ловить эти «просветы» и пользоваться тем, что имеем – и это является одним из поводов для нашего «ликбеза».

К сожалению, о многих правах общество и власть вспоминают только по грустным поводам – после каких-то происшествий. Так, о реформе МВД заговорили, когда убили Дениса Тена, о нуждах многодетных – после смерти в пожаре пяти девочек в столице. Сейчас, происходит что-то похожее, хотя государственные мужи (и жены) предпочитают сохранять молчание – в том числе те, кого это прямым образом касается (скажем, детский омбудсмен, генпрокуратура и так далее). В обществе же стали говорить о дополнительной защите детей от взрослых – от тоталитарной системы в школах и даже семьях.


Противоречия, однако

Были и предложения принять законы о детях и о семье. Хорошая инициатива, но дело в том, что такие нормативно-правовые акты в Казахстане уже давно существуют. Закон о правах ребенка в РК был принят почти 20 лет как, а Кодекс о браке и семье – 10 лет тому назад (до этого существовал в другой редакции). Более того, на самой заре Независимости, в 1994 году, мы ратифицировали Конвенцию ООН о правах ребенка. То есть, законодательная основа есть неплохая, в том числе, закрепленная в 27 статье Конституции (не говоря о смежных законах).

Однако, получается, как всегда – законы есть, но они не работают. Почему? Некоторые исследования, в том числе, и в рамках международного мониторинга исполнения норм Конвенции ООН, показывают, что в казахстанском законодательстве есть пробелы, а также проблема, которая касается и многих других направлений в политике и экономике – межсекторальной несогласованности. То есть, когда одни ведомства противоречат другим или же пытаются возложить ответственность на исполнения норм «детских» законов на коллег по правительству.

В целом, казахстанское законодательство в этом плане достаточно проработанное, но, как отмечалось, на практике не всегда срабатывающее. Можно привести целый спектр примеров этому, но пока остановимся на том, что развернулось вокруг трагедии с восьмиклассником из НИШа.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

"Единственная причина подросткового суицида - психологическое состояние здоровья ребенка"

Скулшутинг: тихие одиночки с репутацией чужаков

Право на митинг. Контролируемое право


Так, статья 10 «Закона о правах ребенка в РК» гарантирует право на жизнь, личную свободы и неприкосновенность достоинства. Обеспечивать это должно государство, причем, без никаких оговорок. Но НИШ в его – государства - лице делает совершенно наоборот, включая ограничение свободы для других учеников, которые захотели выразить протест. Следующая, 11 статья, закрепляет право ребенка на свободу слова и совести, информации и участия в общественной жизни. Даже если не расписывать нормы этой статьи, скажите, были ли они выполнены в данном конкретном случае?

А сколько таких примеров по стране? Они являются настолько частыми, что большинство казахстанцев даже этого не замечают. Кто-то прикрывается «национальными традициями», кто-то – «советским образованием», а кто-то, вообще уверен, что судьбу ребенка должен решать только взрослый, а ему самому лучше промолчать – мол, не дорос еще. Это же относится и к внутрисемейным делам. Многие уверены, что то, что происходит у них дома, не касается никого, кроме них самих, поэтому обвинения в домашнем насилии у нас периодически сопровождаются оправданием – немало тех, кто заявляет, что их тоже били (и дома, и в школе), и ничего плохого из него не выросло. Кстати, как раз плохое и выросло, раз насилие оправдывает.

Несомненно, что права ребенка нередко становятся предметом спекуляции в тех же внутрисемейных разборках (при разводе, дележе имущества или самого ребенка), в хайпах в соцсетях, стремлении выбить себе преференции от государства и так далее. Тут как раз и проявляются некоторые пробелы и противоречия в законодательстве. К слову, нужно отметить, что, используя права и безопасность детей, у нас в стране часто стремятся ограничить другие права и свободы – в первую очередь, право на свободу слова. Самый свежий пример, когда в мажилисе «прокатили» первое чтение законопроекта, в котором, кроме прочего, предусматривалось ограничение деятельности иностранных соцсетей (как будто у нас другие есть), оправдывая это безопасностью детской психики и еще чего-то там. Точно так же ограничивали деятельность телеканалов, ставили под контроль спутниковые тарелки и так далее.


Глазами ребенка

В общем, на наш взгляд, главными проблемами неисполнения прав детей в Казахстане являются две вещи. Во-первых, это несовершенное законодательство, особенно, по части его исполнения и ответственности государственных и гражданских лиц. Во-вторых, это «общественное мнение», которое часто входит в прямой конфликт с правовыми нормами, начиная с международной конвенции и заканчивая отечественным Уголовным кодексом.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Право на жизнь. Доказательство аксиомы

Права кочевников: социально-экономические и культурные


Про государственные «косяки» на этот раз мы промолчим, обратив внимание именно общества на то, что сейчас происходит с нашими детьми. Не секрет, что одной из основных проблем в этом плане является подростковый суицид, по которому мы занимаем первые места в мире. Странно, все об этом знают, но дальше знаний дело не идет. А когда же, не дай бог, такая трагедия приходит в твою семью, то автоматически берешь «обет молчания». Ведь в большинстве случаев, так или иначе, именно семья становится прямой или косвенной причиной желания ребенка уйти (или показать, что хочет уйти) из жизни.

А ведь защита своего ребенка – это главное, что должен делать родитель. Это косвенно прописано в некоторых отечественных и международных нормативно-правовых актах, но, ко всему прочему, это является Законом Жизни. Государство же, начиная с участкового и директора школы и заканчивая детским омбудсменом и президентом страны, должно гарантировать самим же им принятые права детей. В любом случае, именно они должны быть во главе угла и быть выше даже самих законов.

И последнее. «В процессе принятия решений взрослые должны думать о том, как их решения скажутся на детях. Все, что делают взрослые, должно быть направлено на наилучшее обеспечение интересов детей. Правительства обязаны обеспечить детям защиту и заботу со стороны их родителей или, в случае необходимости, других лиц. Правительства также должны обеспечить, чтобы лица и учреждения, ответственные за заботу о детях, хорошо выполняли свою работу». Это из Конвенции о правах ребенка. Наверное, она в особой расшифровке не нуждается, но в лишний раз напомним, принимая те или иные решения, нужно посмотреть на это глазами детей. Ведь, в конце концов, мы говорим об их, а не о своих правах и свободах.


Мирас Нурмуханбетов