Стрельба в казанской гимназии, вооруженные нападения в учебных заведениях Москвы, Барабинске, Керчи, Благовещенске, а теперь это случилось в Перми. И хотя в Казахстане до сих пор не было зафиксировано таких печальных случаев, многие всерьез обеспокоены этой проблемой.
School shooting – термин, который̆ подразумевает нападение на учебное заведение, например, школу или университет с применением огнестрельного оружия.
Самая громкая трагедия скулшутинга на западе произошла в школе Колумбайн (США). Эрик Харрис и Дилан Клиболд в 1999 году устроили стрельбу, убили 13 человек, ранили 23. А потом застрелились сами. Свое нападение Эрик и Дилан готовили несколько месяцев, они вели видеодневник, в котором учились стрелять.
Теперь подростков, которые устраивают шутинги в школах, называют колумбайнерами. А Америка до сих пор пытается понять, что случилось с этими парнями и почему у них так много подражателей.
Психиатр Владимир Менделевич в Facebook написал: «Когда подростка сверстники травят в школе, когда систематически издеваются, тогда даже самый здоровый человек может взяться за оружие, чтобы отомстить обидчикам».
Только в двух процентах случаев это будет психически больной человек. Как правило, стрелки отдают себе отчет в том, что делают и какие будут последствия. School shooting редко бывает внезапным, импульсивным. К нему стрелок готовится. По статистике в 80% случаев минимум один человек знал о планах нападавшего и в 60% двое имели информацию об этом.
После трагедии общество обвинило в случившемся видеоигры, жестокие фильмы и агрессивную музыку. Но согласно современным исследованиям, все зависит от уровня насилия и особенностей самих подростков.
В 75% случаев малолетние преступники говорили и том, что были жертвами издевательств в школе.
Национальный центр общественного здравоохранения провел опрос среди казахстанских учеников 11-15 лет. Результат: каждый пятый школьник в РК становится жертвой травли или ее участником. При этом в Казахстане нет национальной антибуллинговой программы.
«Со временем учителя выгорают. В нашей стране педагогам, как и ученикам, предлагают мало инструментов для нормального психообразования и поддержки. Здесь также имеет место профессиональная деформация, – считает детский психолог Марина Бурцева. – Подросток, который не укладывается в стандарты школьной программы, может вызвать у педагога агрессию. Он подает пример буллинга другим ученикам, и запускается порочный круг».
Существует гипотеза, согласно которой люди, чувствующие себя одинокими и забытыми, пытаются оставить память о себе через акты насилия. По их мнению, школы делают ложную ставку на безопасность, когда им следует уделять больше внимания поведению учащихся.
В этой̆ связи в Казахстане намерены усилить роль психологических служб. Также в сжатые сроки будет внедрен алгоритм для персонала и учащихся при угрозах и возникновении кризисных ситуаций.
По словам министра внутренних дел республики Ерлана Тургумбаева, в стране насчитывается свыше 8,8 тысячи объектов образования, отнесенных к категории уязвимых в террористическом отношении. Несмотря на стопроцентное оснащение школ системами видеонаблюдения, почти половина не соответствует утвержденным стандартам.
Но в американских школах ежегодно выделяют миллиарды долларов на систему защиты и наблюдения в учебных заведениях, но School shooting все равно повторяется раз в полтора года. Получается, это не гарантия безопасности? Более того, уже был случай, когда преступник использовал пожарную сигнализацию, чтобы открыть огонь по эвакуирующимся ученикам.
Грамотная работа со скулшутингом, говорят эксперты, должна начаться с создания условий, исключающих буллинг и любой дискомфорт в школьной среде. Это касается не только взаимоотношений между учениками и педагогами, но и самой организации школьного пространства.
В этом году понятие «буллинг» было введено в правовое поле, в том числе благодаря проекту ЮНИСЕФ «Be kind» («Будь добрее»). Это единственный антибуллинговый проект в республике, суть которого – обучить для работы в школах волонтеров, которые способны легко объяснить, что делать, когда тебя травят. В современной школе как никогда важен индивидуальный подход, учитель должен чувствовать и уважать ребенка. И дети должны отвечать учителю взаимностью.