- Нурали, Таджикистан находится в непосредственной близости к Афганистану, и, насколько мне известно, есть немало слепых зон на границе, которую можно спокойно перейти в ту и в другую сторону. Можете оценить, как за последние годы, особенно, когда в Афганистане были американские и коалиционные силы, изменилась ситуация с наркотрафиком?
- Да, действительно у Таджикистана протяженная граница с Афганистаном - около 1500 километров. Я, как человек, родившийся и выросший в приграничном районе, могу сказать, что государственную границу можно было переходить (и то с риском для жизни), во время гражданской войны в Таджикистане. Именно в этот период, когда талибы оказались у власти в середине 90-х годов, в Таджикистан хлынул поток наркотиков, в том числе, героин.
К сожалению, после свержения режима талибов, Афганистан вышел на первое место по производству наркотиков, поэтому бороться с наркомафией стало еще сложнее. Тем не менее, за почти 20 лет сотрудники правоохранительных органов Таджикистана изъяли этого смертоносного груза больше, чем в других странах, расположенных на северном маршруте транспортировки наркотиков.
Согласно официальным данным, с 1999 года по сентябрь 2018 года из незаконного оборота было изъято почти 111 тонн наркотиков, из них опийной группы героина - около 33,82 тонны, опия — 31,65 тонны, наркотиков каннабисной группы — более 44,86 тонны, других видов наркотиков — 617,32 килограмма.
- Кто и как сегодня охраняет границу с Афганистаном в вашей стране?
- На протяжении почти 15 лет после развала СССР государственную границу Таджикистана охраняли российские пограничники, основной контингент которых составляли граждане Таджикистана.
В 2004 году в ходе российско-таджикских переговоров было принято решение о полной передаче государственной границы таджикским погранвойскам, которые к тому времени уже были способны охранять наши рубежи.
Таким образом, в 2005 году российские пограничники покинули Таджикистан, и госграница полностью перешла под контроль таджикских пограничников, в том числе таджикско-афганское направление.
- Как в Таджикистане ощутили очередной приход Талибана к власти? Какие настроения в таджикском обществе?
- Сразу после падения ряда северных провинций Афганистана, граничащих с Таджикистаном, боевики движения «Талибан» оказались на сопредельной территории. Соседство с террористической организацией, которая захватила власть в Афганистане, естественно, серьезный повод для беспокойства.
Заявления руководителей движения о переброске десятков тысяч боевиков, появление батальона смертников, а также террористических группировок из числа уроженцев Таджикистана, воевавших в Сирии и Ираке на сопредельной территории - это серьезный вызов не только для Таджикистана, но и для всей Центральной Азии и России.
Таджики, в отличие от других своих соседей, пережили ужасы гражданской войны с исламистами, поэтому очень внимательно относятся к событиям, которые происходят сейчас в Афганистане.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Афганистан встряхнет элиты Центральной Азии
Что даст Казахстану помощь афганским беженцам?
СССР собирался создать лагерь для афганских детей
- С новой властью уже пытаются вести переговоры многие страны. Что думает об этом официальный Душанбе?
- В принципе, в позиции официального Душанбе и зарубежных столиц, чьи представители ведут переговоры с талибами, нет особых расхождений. Все выступают за создание инклюзивного правительства в Афганистане.
Разница только в том, что Душанбе не готов признать талибов, пока они не выполнят свое обещание о создании инклюзивного государства (принцип – одно государство для многих народов – Б.С.).
А другие страны, не дождавшись выполнения обещания талибами, начали устанавливать контакты с ними.
Я считаю, что наши соседи решили умиротворить своим лояльным отношением террористическую организацию, которая второй раз оказалась у власти в Афганистане.
В этой связи, хочу напомнить – когда в начале 2000-х годов талибы захватили большую часть Афганистана, наши соседи стали вести переговоры с Исламским эмиратом. Россия вела переговоры с движением «Талибан» с 1995 по 2000 год. Переговоры прекратились, когда в январе 2000 года, после начала второй чеченской войны Исламский эмират Афганистана признал Республику Ичкерия».
Нейтральный Туркменистан, во главе которого стоял Туркменбаши, поддерживал очень хорошие отношения Исламским Эмиратом. Узбекско-талибские переговоры проходили в мае 1999 года в Термезе, в июне того же года министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов посетил Кандагар, где встречался с лидером талибов муллой Омаром.
И вплоть до осени 2001 года, когда началась возглавляемая США операция «Несокрушимая свобода» с вводом в Афганистан коалиционных сил Запада и свержения режима движения «Талибан», узбекско-талибские контакты носили достаточно устойчивый характер, причем обсуждались весьма «болезненные» для обеих сторон вопросы нахождения на афганской территории под покровительством талибов отрядов боевиков радикальной группировки т.н. «Исламского движения Узбекистана», которые вели подрывную работу против Республики Узбекистан.
- То есть название государства «Исламский Эмират Афганистан» вернулось? Насколько мне известно, это государство существовало между 1996 и 2001 годами…
- Я каждый день смотрю афганское ТВ и вижу, что сами талибы свое правительство так и называют «Исламский эмират Афганистан».
- Как вы считаете, эта страна может построить экономику, вести адекватную внутреннюю и внешнюю политику без участия третьих сил, таких как США, Россия? И каково влияние Таджикистана?
- Афганские правительства при Карзае и Гани всецело зависели от Белого дома и его союзников. Около 75% государственного бюджета составляли финансы, поступающие, в основном, из США и Европы.
Для талибов в настоящее время самая главная проблема – это финансы. Президент Гани после своего бегства, оставил пустую казну талибам. США, в свою очередь, заморозили более 9 млрд долларов афганского правительства, МВФ отказался от предоставления очередного кредита.
Россия не сможет решить финансовые проблемы Исламского эмирата. С другой стороны, талибы, на которых Москва делала ставку в своей борьбе против США, не могут стать ключевыми фигурами в Исламском эмирате.
Таджикистан в одиночку не сможет оказывать влияние на события, происходящие в Афганистане.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Афганистан: захватить легко, удержать невозможно
Эксперты обсудили влияние ситуации в Афганистане на страны ЦА
- Но сегодня много говорят о роли Китая для новых афганских властей. Китайцы могут стать новым финансовым спонсором…
- Китай хочет получить доступ к редкоземельным металлам в Афганистане, к некоторым рудникам, в том числе к Миси Айнаку они получили доступ много лет назад. Также Пекин заинтересован в реализации проекта «Один пояс – один путь». В рамках этого проекта Пекин намерен пробить окно через Афганистан в пакистанский порт Гвадар, который арендуют китайцы.
Для Китая немаловажен также отказ талибов от поддержки боевиков-уйгуров, уроженцев СУАР, которые бок о бок с талибами воевали против США и НАТО.
Так как Исламский эмират находится в затруднительном положении, устами своих лидеров обещал Пекину выполнить все эти требования.
- Существует популярное мнение, как среди постсоветских политологов, так и среди западных, о том, что движение «Талибан» было создано Исламабадом. И свергнутое правительство Афганистана считает, что деятельность «Талибана» поддерживает правительство Пакистана. А что думаете вы?
- Впервые о причастности Пакистана, США, Саудовской Аравии и Великобритании к созданию Движения Талибан заявила премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто в своем интервью корреспонденту ВВС в октябре 1996 г. Это заявление прозвучало буквально через несколько недель после захвата власти в Афганистане талибами.
Движение «Талибан» появилось в те самые годы, когда Беназир Бхутто была у власти в Пакистане, и правительство, возглавляемое ею, первым признало Исламский эмират Афганистана.
О вмешательстве Исламабада в афганские дела свидетельствует также тот факт, что премьер-министр и министр иностранных дел Пакистана Имран Хан и Махмуд Курейши с первого дня захвата власти талибами, пытаются уговорить мировое сообщество признать Исламский эмират.
Более того, когда после захвата Кабула в середине августе этого года между талибами возникли серьезные разногласия. Для решения этой проблемы, а также наступления на Панджшерскую долину, которая считалась неприступной крепостью, приехал начальник межведомственной разведки Пакистана генерал-лейтенант Файз Хамид.
- Насколько правдивы все страшилки, которые сегодня распространяются о действиях новой власти в Афганистане? Как живут простые люди, как работает МСБ?
- Этнические чистки, внесудебные казни госслужащих предыдущего правительства, военнослужащих афганской армии, полиции и спецслужб, а также несогласных, к сожалению, соответствуют действительности.
Сегодня голодная смерть угрожает миллионам гражданам этой страны.
- Чего опасаться и ждать Казахстану от прихода новой власти в Афганистане?
- У Казахстана нет общей границы с Афганистаном, тем не менее, ухудшение ситуации в этой стране после захвата власти талибами, окажет негативное влияние на весь центральноазиатский регион.
На мой взгляд, победа движения «Талибан» может способствовать радикализации сознания по всему миру, в том числе в Казахстане. В современных условиях для этого нет необходимости в общих границах.