Аналитика

Бесконтрольность из-за бездействия

Мурат Халилов

02.10.2024

Почему не работает закон об общественном контроле и что с этим делать?

Ровно год назад президент Токаев подписал закон РК «Об общественном контроле», а вступил в силу он полгода назад. Казалось бы, его ждали общественные активисты, продвигали правозащитники и опасались различные чиновники, но мы пока не видим его широкой правоприменительной практики. Почему? Причина в каких-то тайных препонах со стороны отдельных госорганов? А может, механизмы оказались «нерабочими» и закон попросту простаивает? Или все кроется в неверии общества? Давайте попробуем разобраться, тем более, этот вопрос касается практически каждого казахстанца, как бы это ни представлялось банальным.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Системная болезнь Казахстана

Глас народа: петиции

Правовое государство: инициатива снизу

Действительно, закон об общественном контроле вступил в силу 4 апреля этого года, но подписан президентом он был, напомним, еще 2 октября 2023-го. Тогда некоторые наблюдатели удивлялись такому люфту времени, предполагая разные версии, но мы придерживались мнения, что в данном случае необходимы подготовка технической базы и правовой культуры. Первое, конечно, относится к внедрению в стране механизма общественных петиций, но мы сегодня не о них поговорим. Гораздо сложнее оказалось подготовить общественное мнение и желание действовать со стороны гражданских активистов.

То есть, за прошедшие шесть месяцев со дня подписания закона можно было досконально изучить его нормы, собрать единомышленников, в общем, подготовиться, так сказать, во всеоружии. Эти полгода прошли, а сейчас фактически пролетело еще столько же, но каких-либо значимых событий в этом плане замечено не было. Безусловно, мы могли что-то не упустить, либо не обязательно было раздувать информационный повод до публикаций в СМИ, но, по идее, это ведь очень хороший повод вывести наружу многие проблемы, накопившиеся в госорганах за последние десятилетия.

Поясним, главной задачей нового закона стала регламентация участия граждан в управлении делами государства через этот самый общественный контроль, причем, в самых различных формах. Да, у нас существуют соответствующие нормы в Конституции страны, а с 2015 года официально закреплена роль общественных советов при государственных органах, включая министерства и акиматы. Но, как вы понимаете, в подавляющем большинстве своем они были подконтрольны самим ведомствам, при которых созданы. Новый же закон еще на стадии зарождения (был инициирован снизу и предложен на заседании Нацсовета) предусматривал полную независимость. Идею поддержал президент Токаев, а на стадии обсуждения в мажилисе в законопроект были добавлены существенные изменения, которые расширили круг полномочий гражданских активистов и их групп, а заодно ограничили возможные методы противодействия со стороны органов проверки и чиновников.

Этот факт, как думается, мог стать поводом для различных прямых или завуалированных действий со стороны власти, чтобы не дать «раскрутиться» новому закону — в соцсетях даже проскальзывали такие версии. Но их авторы, похоже, не то что не изучали этот закон, но даже не открывали его. А если бы прочитали, то сразу же бы поняли, что в нем, помимо механизмов общественного контроля, прописаны определенные гарантии невмешательства представителей власти и невозможность их влияния на процессы контроля. То есть, критика самого закона объясняется формулой «Не читал, но осуждаю».

Тут следует отметить, что этот нормативно-правовой акт — один из немногих, которые практически полностью можно назвать «общественными» или даже «народными», если хотите. В общем, чиновники (все вместе или каждый по отдельности) никак не могут ставить препоны для его правоприменительной практики. Другое дело, что некоторые из них вполне комфортно себя чувствуют, когда общество молчит.

Что касается механизма применения закона, то, чтобы его проверить на работоспособность, нужна эта самая правоприменительная практика. Мы не сомневаемся, что кое-где она постепенно внедряется, но ожидаемого эффекта и широкого использования, к сожалению, пока не видно. Есть неплохие предложения последнего времени, но и здесь на настоящий момент это в большей степени пока теория. Например, это предложения установить полный и тотальный контроль за качеством строительства дорог. Казалось бы, эта проблема касается каждого — помимо автолюбителей и пассажиров, это относится к любому налогоплательщику, в особенности тем, кто постоянно говорит о коррупции в этой сфере, но на деле дальше слов пока дело не зашло.

Или другое предложение, на этот раз вышедшее на уровне общественников и даже поддержанное некоторыми профильными чиновниками — это общественный контроль за школьным питанием. Прошел ажиотаж, связанный с рядом отравлений в учреждениях образования в начале сентября, и опять стало создаваться впечатление, что это нужно не родителям, а только тем активистам, которые вплотную и много лет занимаются этой проблемой. Да, подобные «проверочные» комиссии существовали и прежде, но они по большей части состояли из мелких чиновников райакимата, районо, райздрава, парочки представителей НПП «Атамекен» и только одного-двух общественников. Более того, о проверках школы извещались заранее, поэтому нагрянуть и найти нарушения по горячим следам было практически невозможно. Новый закон это позволяет сделать, причем, не только на уровне отдельного учреждения образования, но и повыше, взяв под контроль саму систему тендеров, составления меню и так далее. Но почему-то этого не наблюдается, и даже те, кто горячо поддерживает эту инициативу, уверен, что кто-то другой должен это делать.

И тут пресловутое неверие общества в действенность законов отходит на второй или даже на третий план — получается, дело в нас самих. Кстати, что касается «препон» со стороны чиновников, то власти за последние полгода организовали разъяснительную работу по этому вопросу. Была организована серия семинаров для представителей всех акиматов и маслихатов областей и городов республиканского значения. Кроме этого, обучающие мероприятия проводились для самих общественных деятелей, различных НПО и все желающих. А если кто-то что-то пропустил, то любую информацию и ответы на самые распространенные вопросы по теме общественного контроля можно легко найти в интернете. Как говорится, было бы желание. А вот есть ли оно у нас с вами — большой вопрос.

В последние недели в прессе и соцсетях поднимаются злободневные проблемы, которые находят самый широкий резонанс в обществе, на что практически мгновенно реагируют власти. Возможно, эта реакция не всегда адекватна и понятна большинству, но сейчас дело не в этом.

Возьмем, к примеру, участившиеся трагедии в армии и Нацгвардии. Чиновники в погонах по привычке списывают их на все, что угодно, но только не на происходящее внутри их ведомств. Журналисты и читатели возмущаются, но ведь можно организовать общественную проверку того, что происходит на самом деле в том же Минобороны и в отдельных воинских подразделениях. Заметим, что первоначально в законопроекте отсутствовала норма о возможности проверки в силовых органах, но благодаря депутатам это ограничение было снято. Тем более, подобный контроль никоим образом не затрагивает государственные секреты или военные тайны. Почему бы не организовать общественную комиссию, которая рассмотрит проблему изнутри? И генералы ничего не смогут ей сделать, между прочим.

И таких примеров много — это касается и судебной системы, и многомиллиардных расходов в квазигосударственном секторе, и распределения средств, поступающих по линии возврата активов, и качества возведения детских площадок в наших дворах, и так далее. В общем, пора бы прийти к выводу, что в данном конкретном случае дело не в чиновничьих действиях, а в нашем с вами бездействии.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 14.11.2024

Политолог рассказал о целях визита Токаева во Францию

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане