Аналитика

Глас народа: петиции

Мурат Халилов

15.08.2024

Почему не стоит разочаровываться в петициях и при чем здесь «справедливое государство»

В последнее время тема петиций не сходит с первых полос отечественных СМИ. С одной стороны, это хорошо, так как является своеобразным зеркалом общественного мнения. Но с другой — многое зависит от того, как подается информация и почему коллеги обращают внимание только на некоторые из петиций. Более того, в отдельных случаях некоторые редакции откровенно придерживаются позиции той или иной стороны, не говоря уже о блогерах и так называемых «лидерах общественного мнения». В целом же стоит отметить, что институт петиций стал себя оправдывать, хотя практика показала некоторые «дыры», которыми пользуются все стороны. Но что делать дальше? Попробуем разобраться.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Правовое государство: инициатива снизу

Правовое государство: властные инициативы

Осторожно, дезинформация!

Инициатива сверху

В первую очередь, стоит отметить, что инициатором внедрения института петиций, как гласа общественного мнения, выступил президент Токаев еще в 2020 году. Тогда в рамках Послания народу Казахстана он сказал: «Благодаря социальным сетям проблемы, не находящие решение на местах, становятся известными всей стране. Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений». При этом Касым-Жомарт Кемелевич уточнил, что «такой механизм должен быть полностью защищен от каких-либо манипуляций», поручив правительству во взаимодействии с гражданским обществом «разработать нормативно-правовую базу и решить все технические вопросы, касающиеся этого важного проекта».

Мы не зря привели эту цитату, но не для того, чтобы как-то приписать все заслуги главе государства. Отнюдь. Немаловажно, что именно верховная власть дала старт правовому внедрению института петиций. Причем, по некоторым данным, первоначально предполагалось отдать все на откуп местным советам, аксакалам и депутатам маслихатов. Но дальнейшие социально-политические реформы пошли еще дальше и глубже — у маслихатов и других органов местного самоуправления добавилось больше функций, включая механизмы правового характера, а петиции как таковые должны исходить снизу.

Стоит отметить и то, что в то время различного рода воззвания появлялись и на других платформах, как отечественных, так и зарубежных. Но мы-то с вами должны понимать, что они не были никак юридически подкреплены, а система «голосования», мягко говоря, не была отрегулирована. То есть, можно было легко создать «массовый наплыв» голосующих, для чего чаще всего достаточно было использовать только электронную почту или аккаунт в Facebook. Относительно первого всем известно, что существуют программы, которые могут тысячами плодить ботов с фейковыми «электронками», а что касается соцсетей, то, по большому счету, дальше них «глас народа» не уходил. Более того, он строго ограничивался определенными направлениями, группами по интересам и так далее. То есть, по существу, подавляющая часть населения не знала и не могла знать о каких-то там «петициях», поэтому не имела возможности проголосовать ни «за», ни «против».

В прошедшее время решались технические и правовые вопросы, которые после Январских событий были своеобразно подстегнуты политической составляющей. К этому добавилось внедрение в жизнь инициативы от достопамятного Национального совета общественного доверия по созданию закона об общественном контроле. Законопроект был существенно дополнен, а кое-где подправлен в парламенте, а осенью прошлого года был подписан главой государства. В начале апреля 2024-го закон вступил в силу.

Инициатива снизу

С тех пор на сайте Epetition.kz петиции стали появляться одна за другой, а в последнее время – чуть ли ни каждый день. Всего на сегодняшнее утро было зарегистрировано 67 воззваний как республиканского, так и местного значений. Вообще, забегая вперед, скажем, что гражданам следует периодически заглядывать на этот сайт, чтобы узнать, чем живут соотечественники.

Самым первым на сайте был размещен призыв к отмене генпланов поселков Аксу и Заводской и обращено к акиму города Степногорска Акмолинской области. Может быть, он написан несколько сумбурно, поэтому трудно понять, что именно хотят изменить местные жители. Так как это обращение имеет районное значение, то надо было набрать 2500 подписей, но на сегодняшний день (прошло более четырех месяцев) удалось собрать всего 161. Трудно сказать, что не позволило это сделать — то, что на местах не было соответствующей пропаганды авторов петиции, недостаток опыта или инфантильность населения, но отметим, что здесь может быть сразу несколько причин, на которые следует обращать внимание не только противникам генпланов Степногорска, но и всем гражданским активистам страны.

Что называется, за душу берет и призыв матерей особенных детей, которые просят законодательно ввести материальную поддержку родителям, даже если такой ребенок стал старше пресловутых 18 лет и по медицинским показателям не может считаться полностью недееспособным. Вот тут действительно пример западных стран может оказаться полезным. К сожалению, данная петиция пока набрала меньше 2,5 тысяч подписей — то есть, в 20 раз меньше, чем положено по закону, чтобы на нее обратило внимание правительство. Но для начала нужно, чтобы это сделало общество. Понимаем, что дети-инвалиды — это не хайповая тема, а у их матерей нет информационных ресурсов, чтобы ее раскручивать себе в угоду, но почему на нее не обращают внимание те же СМИ, которые, вроде бы, «специализируются» на петициях, но клюют только на «жареные темы».

В принципе, список тем петиций можно продолжить – как мы отметили, их уже порядка семи десятков, но за каждой из них чья-то боль и желание принести пользу обществу. Пусть иногда эта «польза» может показаться неадекватной и нередко является чисто субъективным мнением, но это, чтобы все понимали, и есть четкое проявление свободы волеизъявления и права на выражение своего мнения. Перечислим несколько тем, опубликованных на профильном сайте, но на этот раз оставим без комментариев – только в скобках дадим цифры, сколько собрано подписей на сегодняшний день и сколько должно быть.

Петиции разные нужны

Начнем, пожалуй, с первых опубликованных и постепенно будем идти к сегодняшнему дню: «Против строительства ЖК и ЖМ «Асыл Арман» (367 из 15310); «Вернуть время назад» (50 000 из 50 000); «Петиция против запрета вейпов» (1788 из 50 000), «Замена лифтов в ЖК GreenLine Terra от BI-Group» (106 из 14 301); «Против утильсбора и первичной регистрации» (50 000 из 50 000); «Разрешение тонирования передних и боковых стекол» (3947 из 50 000); «Признание тенгрианства в качестве официальной религии в Казахстане» (925 из 50 000); «Спасите наш сквер от уничтожения!» (352 из 2500); «Запретить чиновникам азартные игры» (50 000 из 50 000); «Против открытой и скрытой пропаганды ЛГБТ» (50 000 из 50 000); «Продолжение Водно-Зеленого бульвара в Астане», «Площадка для выгула собак в районе Алматы г. Астана» (141 из 2500); «О закрытии разворота на трассе Алматы-Бишкек» (245 из 50 000), «Диализ хорошо, а трансплантация лучше» (334 из 50 000); «Возвращение бесплатных парковок в выходные и ночное время» (1113 из 14 301); «Закрыть экологические посты в Алматы» (465 из 22 284); «Я за снижение пенсионного возврата до 55 лет» (3484 из 50 000); «Петиция за принятие криптовалюты в Казахстане» (197 из 50 000); «За криминализацию домогательств» (195 из 50 000); «Трансформация либо ликвидация НПП «Атамекен» (158 из 50 000); «За достойные пенсии и пособия» (789 из 50 000).

Как говорится, и так далее, и тому подобное – всего не перечислишь. Признаться, мониторя сайт E-Petition, автор этих строк присоединился к дюжине из выставленных призывов, как локального, так и общенационального характера, поэтому настоятельно советуем найти время и самим просмотреть эти петиции — уверены, вы найдете там что-то, что пожелаете поддержать своим голосом. Ведь это и есть проявление гражданской позиции, из каковой складывается то самое общественное мнение, о котором все говорят, но при этом выдают за него свою собственную, субъективную позицию.

Но мы сейчас хотели бы сказать не о различиях, а том, что нас объединяет. Можно было повторить слова Касым-Жомарта Токаева о единстве в разнообразии, но ведь это правильно не потому, что сказал сам президент, а потому что так оно и есть на самом деле. Разнообразие мнений, которое нам раскрывает внедрение института петиций, на самом деле должно сплотить общество — в том числе и из чувства уважения к мнению других, пусть даже твоих ярых оппонентов.

Более того, практика показывает, сколько у нас нерешенных проблем, и раскрывает срез общественного мнения по наиболее актуальным из них. В целом же это демонстрация инициативы снизу, которая, опять-таки напомним, была, скажем так, спровоцирована сверху. Да, практическое применение новых механизмов показало, что они еще нуждаются в доработке — как технической, так и общественно-социальной. В первом случае, например, необходимо «довести до ума» возможность голосовать через смартфон, а во втором – заняться пропагандой среди населения. Методом проб и ошибок мы вместе будем развивать культуру социально- и общественно-политических взаимоотношений друг с другом и с властью, как таковой.

А в конце хотелось бы напомнить, что петиции были внедрены через закон, который также определил механизмы общественного контроля. Там почему-то нет ожидаемого оживления, но кое-что происходит. Впрочем, об этом как-нибудь в следующий раз.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте