Аналитика

Правовое государство: властные инициативы

Мурат Халилов

23.07.2024

Что делает руководство страны для строительства правового государства и насколько это эффективно

Власть и общество постоянно говорят о правовом государстве, но, похоже, имеют в виду разные вещи. Понятно, что идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту, международная практика тоже весьма условна. Однако есть определенные аспекты, которые можно считать основой. Сегодня мы с вами посмотрим, что делала и делает сейчас власть для достижения этой цели, а также — почему это важно в настоящий период развития страны.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Включаем мозг. Как не заблудиться в потоке новостей

Осторожно, дезинформация!

Совесть нации. Миссия выполнима

Дела былые

Говоря простым языком, в понятие «правое государство» вкладывается, в первую очередь, справедливое судебное разбирательство. Мы ранее достаточно подробно разбирали это понятие, придя к выводу, что за последние пару лет было много чего сделано в этом направлении. Да, еще многое предстоит предпринять, но об этом ниже.

Кроме верховенства закона, по нашей сегодняшней теме следует выделить равноправие, выполнимость требований права, а также защиту гражданских свобод. Отметим, что реализация этих идеалов в каждой стране имела множество индивидуальных особенностей в силу различных обычаев и хода истории. Институты правового государства также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Это, как говорится, если в общих понятиях.

В принципе, власти Казахстана постоянно говорили о правовом государстве, но необходимо признать, что долгое время слова расходились с делом. В основном это были лишь заявления, которые не несли под собой никаких конкретных изменений для рядовых граждан. Если же что-то и менялось в законодательстве, то либо в сторону ужесточения, либо правоприменительная практика оставляла желать лучшего, мягко говоря.

Одним из самых негативных последствий такого рода заявлений и, прямо скажем, ничего неделания стал рост недоверия казахстанцев как к судебной системе, так и ко всему тому, что должно делать государство правовым. Тут можно привести массу примеров, но мы не станем этого делать — наверное, у многих из читателей есть свой горький опыт взаимодействия с системой, начиная с политических аспектов и заканчивая бытовыми вопросами. И это недоверие еще предстоит развеять, на что, возможно, уйдут годы. Хотя за прошедшие пару лет, как отмечалось, было сделано немало.

Справедливость, а не террор

Следует признать, что Касым-Жомарт Токаев стал предпринимать конкретные шаги по строительству правового государства еще при первом президентском сроке. Более того, его предвыборная программа, включающая девиз «Справедливость для всех», стала основой для большинства последующих реформ. Эти реформы, как экономические, так и политические, получили дополнительный стимул и ускорились после трагических январских событий 2022 года — это тоже не секрет.

Странно, но некоторые особо нетерпеливые гражданские активисты и те, кто называет себя оппозицией, почему-то решили, что правовое государство можно построить одним росчерком пера президента. Ну или хотя бы несколькими — принять новые законы и посадить всех тех, кто принимал старые. Может быть, это покажется воодушевляющим, но ни первое, ни второе не соответствует концепции правового государства. Более того, противоречит ему. Во-первых, никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя принимать законы наспех. Даже в продвинутой Европе они проходят обсуждение годами — особенно, если они касаются норм права. Во-вторых, просто так «взять и арестовать» — это больше походит справедливость по-большевистски, а точнее – на красный террор.

Впрочем, многие из тех, кто еще два года назад упрекал президента в нерешительности, сейчас стали понимать, что Токаев действует как настоящий государственник. Если при его предшественнике «правовое государство» строилось на обещаниях и редких законодательных инициативах, которые в итоге растворялись в интересах режима и олигополии, то сейчас все по-другому. Глава государства и его команда подошли к этому вопросу комплексно, четко прорабатывая каждый шаг, и это, к слову, стало тщательно обсуждаться в обществе и парламенте.

Проще говоря, в определенных направлениях власти стали идти от общего к частному, а в других — наоборот. Например, в 2022-м были проведены масштабные реформы в законодательной и политической сферах, что обеспечило появление новых политических сил, выборы альтернативного парламента и так далее. Параллельно был принят новый закон о прокуратуре, положительный эффект работы которого мы сейчас наблюдаем.

Отдельно следует выделить появление Конституционного суда, который как раз и призван, скажем так, курировать ход строительства правового государства. Причем, тут во многом зависит от инициатив снизу, а не сверху. Об этом мы поговорим в следующий раз, а пока закрепим — если сравнивать то, что было, скажем, в 2018–2020 годах и на начало 2024-го, то верховной, законодательной и исполнительной властями было сделано очень много в этом направлении. Понятно, что многое еще предстоит сделать, но ведь иногда нужно оборачиваться на пройденный путь — так, как это делают альпинисты, чтобы оценить сделанное и получить вдохновение к дальнейшему восхождению на вершину.

«Закон и Порядок»

Впрочем, если сравнивать строительство правового государства с походом в горы, то нас ждут одни пики за другими. То есть, в данном случае лучше всего подходит фраза из песенки «Лучше гор могут быть только горы» — ведь сам процесс укрепления правовых основ государства и развития свобод для его граждан не может иметь какой-то конечной точки. Это цель. Но не будем о философии момента, а вернемся к практике.

Как мы уже говорили выше, Токаев подошел к этому вопросу комплексно. Были приняты конкретные законы, заработали новые и восстановленные старые институты, стал проявлять инициативу гражданский сектор. Но иногда правовую составляющую можно и нужно разбавлять идеологическими моментами и даже пропагандой — опять-таки, с прямым учетом общественного мнения.

В этом плане надо выделить принятый сравнительно недавно закон о бытовом насилии. Кто-то может засомневаться — а какое отношение, мол, это имеет к правовому государству? Самое непосредственное! Ведь нормы справедливости распространяются не только на цепочки «государство – гражданин» или «власть – общество», но и «гражданин – гражданин». Тут более важно, что нормы права, в том числе Уголовного кодекса должны быть одинаковыми для любого человека, независимо от его социального положения.

Вообще, практически любой принятый в последнее время закон так или иначе касается строительства правового государства. Да и не только законы, но и другие инициативы со стороны власти и общества. Что-то выполняет роль укрепления фундамента в этом строительстве, что-то становится кирпичиками в стенах, а что-то обеспечивает внутренний комфорт и внешнюю красоту воздвигаемого нами здания.

Но, как мы заметили, у некоторых возникает вопрос — для чего все это нужно власти? Ведь, как принято считать, любому режиму невыгодно давать слишком много прав своим гражданам. Но это, скажем так, неправильное направление развития мысли, которое может в итоге завести нас в никуда и не поднять доверие в обществе. Исходя из этого, следует сформулировать вопрос по-другому: почему это важно для власти и страны в целом?

Если неспеша и объективно подумать над ним, то любой здравомыслящий гражданин, знакомый с ситуацией в Казахстане и тем, что делает Акорда в этом направлении, может прийти к выводу, что исходить надо именно из странового интереса. То есть, власть стала отходить от собственных выгод, прекрасно понимая, что везде нужен прогресс — в том числе и в смене представителей этой самой власти. Тут опять вспомним реальные перемены, которые заключаются в новом выборном законодательстве и касаются практически всего — от выборов депутатов маслихатов и сельских акимов и заканчивая переизбранием главы государства каждые семь лет, но на один срок.

Именно отталкиваясь от этой мысли, следует воспринимать и нынешнюю концепцию Касым-Жомарта Токаева – «Закон и Порядок». Почему-то многие подумали, что она касается простых казахстанцев, но, как показывает практика, это относится в первую очередь к власть имущим. В любом случае, мы видим, что верховное начальство изменило свое отношение к теме правового и справедливого государства. А вот как обстоят дела с гражданским обществом и каждым из нас, мы обсудим в следующий раз.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Патриотизм daily. Часть II

Патриотом быть обязан?

Вернуть искусство народу

В этот день. Время последних

В интересах Родины: полезные союзы

В интересах Родины

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 25.09.2024

Патриотизм daily. Часть II

ОБЩЕСТВО | 24.09.2024

Патриотом быть обязан?

ЭКОНОМИКА | 26.09.2024

Газовая модернизация Казахстана: ключевые показатели

ОБЩЕСТВО | 25.09.2024

Сложный путь Казахстана к чистоте — вынужденные корректировки

НОВОСТИ | 29.10.2024

Почти 230 млрд тенге должны казахстанцы ломбардам

НОВОСТИ | 29.10.2024

Медицинские услуги подорожали в Казахстане