Общество

Трудная мишень. Почему призыв в РК превратился в облаву?

Ермек Ниязов

01.07.2025

Призывная практика и проблема правоприменения: между публичной дисциплиной и уличной самодеятельностью

Ситуации, в которых сотрудники военкоматов прибегают к задержаниям граждан призывного возраста с применением физической силы, вызывают оправданную обеспокоенность как у правозащитного сообщества, так и у добросовестных граждан. Особенно это остро воспринимается в контексте негативных ассоциаций с практикой украинских ТЦК, где подобные действия приобрели массовый, зачастую унизительный характер. Однако помимо визуального аспекта и эмоционального восприятия, важно рассмотреть данное явление через призму административной рациональности и правового баланса.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Национальный миф: от памяти страдания к утверждению достоинства

В чем не права Майя Бекбаева

Порнозвезда в Астане: тревожный сигнал утраты ориентиров

Воинская обязанность в правовом государстве не может исполняться методами принуждения, выходящими за рамки установленной процедуры. Согласно законодательству Республики Казахстан, каждый гражданин мужского пола подлежит постановке на воинский учет и, при отсутствии законных оснований для отсрочки или освобождения, обязан пройти срочную службу. Это является не правом, а прямой обязанностью, закрепленной в законе «О воинской службе и статусе военнослужащих».

Однако право государства на мобилизацию не означает права на произвол. Задержания призывников без повестки, применения силы вне процессуальных норм и отсутствие должной правовой коммуникации с гражданином подрывают саму легитимность мобилизационного механизма. Армия должна быть институтом государственной дисциплины, а не уличной ловлей случайных прохожих.

При этом и поведение самих уклонистов нередко свидетельствует о подмене гражданской позиции инфантильным протестом. Отказ от исполнения прямых обязанностей при отсутствии уважительных причин свидетельствует не о свободе личности, а о правовом нигилизме. При этом действующее законодательство предусматривает вполне конкретную ответственность: статья 387 УК РК — до одного года лишения свободы за уклонение от обязательной службы.

Следовательно, институт призыва нуждается не в ужесточении, а в систематизации и цифровизации. В условиях всеобщей цифровой идентификации, EGOV-платформ и интеграции баз ИИН-учёта, доставку повесток и контроль явки можно реализовывать в автоматизированном режиме. Это позволит исключить как субъективный фактор, так и элементы демонстративного насилия. Неявка без уважительной причины — основание для возбуждения административного или уголовного дела. И если такое дело заведено, то исполнение приговора (в том числе ограничение свободы) должно быть осуществлено органами, а не «летучими группами» при военкоматах.

Дисциплина не нуждается в агрессии — она нуждается в процедуре.

Армия в правовом государстве не должна ассоциироваться с подавлением, но и не может быть объектом произвольного отказа. Служба в армии — это часть общественного контракта между гражданином и государством. И священный долг каждого гражданина. Если это правило нарушается с одной стороны — государство вправе применять санкции. Но эти санкции должны быть реализованы в законной, унифицированной и публично понятной форме.

Таким образом, выход из тупика уличных облав и массового уклонения заключается не в усилении принуждения, а в укреплении законной процедуры: через цифровую прозрачность, административную непрерывность и просвещение. В армии должно быть ясно: кто, когда, почему и на каких основаниях подлежит призыву — и какие последствия ждут тех, кто этот закон нарушает. Только в этом случае армия будет восприниматься как институт государственности, а не как инструмент уличной дисциплины.

Служба в армии — это священный долг каждого гражданина. Не потому, что это красиво звучит, а потому, что без готовности к защите своей страны — словом, делом, оружием — гражданство утрачивает реальное содержание. Это не просто юридическая принадлежность, а политическое и моральное участие в судьбе государства.

Поэтому призыву нужно вернуть его подлинное значение и благородное содержание. Это не охота за беглецами, а школа мужества, дисциплины и ответственности. Армия — это наше мужское дело, и служить в ней должно быть делом чести, а не страха.

Фото из открытых источников


Ермек Ниязов

Топ-тема