Нефтяные государства, не имеющие выхода к морю, находятся в заведомо уязвимом положении: их экспортная политика целиком зависит от доброй воли соседей, через территорию которых проходят трубопроводы и транспортные коридоры. Отсутствие прямого доступа к мировым портам превращает географию в решающий фактор внешней политики. Экономическая мощь, основанная на углеводородах, в таких условиях не гарантирует стратегической автономии, поскольку любой кризис в отношениях с транзитными странами мгновенно отражается на доходах и стабильности.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Армения в ШОС: Казахстан как наблюдатель, но не спонсор
«Агенты конфликта». Как не стать ареной чужих экспериментов
Тень диаспоры. Главный страх азербайджанского режима
Азербайджан — типичный пример такого положения. Обладая значительными запасами нефти и газа, он ограничен в морском сообщении Каспием, который не имеет выхода к океану. Выход к глобальным рынкам обеспечивается трубопроводами, идущими через Грузию и Турцию, в первую очередь по маршруту Баку – Тбилиси – Джейхан. Это создает объективную зависимость от политической линии Анкары и Тбилиси, а также от региональной стабильности в Южном Кавказе.
Проект Зангезурского коридора, который должен соединить Азербайджан с Нахичеванью и далее с Турцией через юг Армении, в тактическом плане выглядит выгодным: он сокращает транспортное плечо, создает прямую сухопутную связь с союзником по тюркскому миру и открывает новые транзитные возможности. Однако в стратегической перспективе этот маршрут закрепляет доминирующую роль Турции в азербайджанской внешней торговле и логистике, усиливает политическое влияние Анкары и ограничивает пространство для многовекторного маневра.
Турция в отношениях с Баку сочетает риторику братства с практическим патернализмом. Как более мощный экономический и военный партнер, она обладает рычагами влияния, позволяющими оказывать давление в вопросах обороны, энергетики и международной политики. Для Азербайджана такая асимметрия чревата утратой самостоятельности в принятии ключевых решений.
С геоэкономической точки зрения более выгодным, хотя и сложным, вариантом был бы стратегический союз с Ираном. Иран мог бы предложить Азербайджану доступ к южным транспортным коридорам, включая выход к Индийскому океану, и дать возможность диверсифицировать экспортные маршруты, ослабив зависимость от Турции. Кроме того, партнерство с Тегераном создало бы баланс сил в регионе, препятствуя монополизации влияния одним игроком. Проблемой остаются историческое недоверие, различия в политических системах, опасения Ирана относительно азербайджанского национализма внутри своей территории и западные санкции.
Таким образом, Зангезурский коридор в нынешнем виде решает тактические задачи, но стратегически привязывает Азербайджан к турецкой орбите. Для долгосрочной устойчивости внешней политики Баку необходимо либо строить сбалансированные отношения с Ираном, либо последовательно проводить политику балансирования между Анкарой и Тегераном, минимизируя риск того, что контроль над ключевыми экспортными маршрутами окажется в руках одного партнера.
Фото из открытых источников