Аналитика

Правовое государство: инициатива снизу

Мурат Халилов

24.07.2024

Какие инструменты есть у казахстанцев для укрепления своих прав и имиджа государства

В прошлый раз, поднимая тему строительства правового государства, мы в большей степени сосредоточились на действиях и инициативах сверху — со стороны власти. Но следует понимать, что качества не достигнуть, если в этот процесс не включится общество. Есть ли у нас для этого необходимые рычаги и механизмы? Кто должен быть «прорабом» этой «стройки века»?

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Правовое государство: властные инициативы

Включаем мозг. Как не заблудиться в потоке новостей

Совесть нации. Миссия выполнима

Недоверие — большая проблема

Начнем с мысли, которую мы высказали в прошлый раз. Она является важной не только для понимания сложившейся ситуации, но и для того, как из нее выходить. Речь идет о том, что при прежней власти практически на протяжении четверти века многое делалось для того, чтобы казахстанцы разочаровались в верховенстве закона. Это если коротко, но именно данный факт стал одной из основных проблем, которые затрудняют взаимопонимание между нынешней властью и обществом для построения действительно правового государства. Тут необходимы взаимные шаги, а также выработка единых целей и алгоритмов их достижения. Но об этом немного ниже.

Итак, предыдущем материале мы коротко рассказали, что со своей стороны делает нынешняя власть для построения государства, где верховенство закона превыше всего. Это, как отмечалось, целый комплекс правовых, юридических и политических механизмов, многие из которых уже претворены в жизнь и начинают потихоньку работать. Потихоньку, в том числе и потому, что сами граждане не спешат ими пользоваться — тут и упомянутое недоверие играет роль, и недопонимание возможностей, и, прямо скажем, навязанное казахстанцам мнение некоторых «гражданских активистов», которые заявляют о тщетности этих самых возможностей. Причем, делают они это нередко и нарочно — чтобы дискредитировать власть. Но это уже другой вопрос.

Впрочем, стоит отметить то, чем мы в прошлый раз закончили — концепция главы государства «Закон и Порядок» некоторыми стала восприниматься чуть ли ни как угроза обществу. Странно, конечно, но такие мнения зазвучали именно от тех, кто уже определенное время (кто-то дольше, а кто-то только «проснулся») говорит о правовом государстве, при этом обвиняя руководство страны в невыполнении своих обязательств по созданию условий для его возникновения. Оценивая подобные призывы, всегда следует исходить именно из объективной оценки того, что говорят такие ораторы.

Суд да дело

В общем, заявлять, что государство ничего не делает для того, чтобы стать правовым, по меньшей мере, неправильно, а по большому счету — это ложь и необоснованные домыслы. Заметим, что страна не может стать правовой по щелчку пальцев президента или пассивного желания общества. Даже при наличии определенной правовой базы, соответствующего законодательства и закрепления этих принципов в Конституции. В принципе, у нас не такие плохие законы и нет никаких норм, которые отрицают их верховенства. Но, тем не менее, законодательство нуждается в постоянном совершенствовании в плане появления и внедрения механизмов для осуществления этих задач.

Если говорить в общем, то для чиновников, госорганов и власти в целом такие механизмы уже внедрены и продолжают совершенствоваться, но сегодня мы говорим о гражданском обществе и его возможностях. И таковые тоже имеются. Во-первых, это Конституционный суд. На текущий момент сложилась такая ситуация, что часть сограждан до сих пор не понимают его функции и предназначение, но при этом находятся те, кто либо переоценивает их, либо просто не до конца осознал суть системы.

А она достаточна проста — любой гражданин РК, сам или при помощи своих представителей может оспорить практически любой нормативный или нормативно-правовой акт, если посчитает, что он нарушает какие-либо его права. Ранее, когда существовал Конституционный совет, это было практически невозможно, что ставило мощный заслон для реализации прав и свобод рядовых казахстанцев. Как нам кажется, несмотря на то что в КС РК поступают тысячи заявок и обращений, мы еще до конца не оценили его возможности на практике. Что же касается общего направления, то именно Конституционный суд является неким гарантом качества строительства правового государства.

Кстати, есть еще административные суды разных уровней, через которые также можно оспорить те или иные нормативные акты, приказы, решения и другие документы, принятые на местах. Если же говорить об оспаривании принятых судебных решений (в уголовных, гражданских и административных делах), то здесь тоже наблюдаются положительные сдвиги. Так, в рамках большого и конструктивного реформирования судебной системы в стране, в данный момент рассматривается возможность облегчения и улучшения работы кассационных инстанций, что должно положительно сказаться на вынесении справедливых решений в наших судах. Ведь, опять-таки, правовое государство для многих — это именно справедливый суд. Заметим, что верховенство закона также воспринимается с точки зрения справедливой Фемиды. Это, конечно, так, но ведь есть и другие аспекты, которые входят в это понятие.

Не нарушай!

Как в этом плане опять не вспомнить концепцию Касым-Жомарта Токаева «Закон и Порядок»? Если кто-то думает, что она относится только к рядовым гражданам, напомним, что впервые глава государства озвучил этот девиз на коллегии министерства внутренних дел РК.

Но теперь о простых казахстанцах. К сожалению, часто приходится наблюдать, что люди сами продолжают обходить существующее законодательство, считая, будто к ним оно не относится. Это, например, касается взяток за продвижение очереди в детский сад. Можно сколько угодно сваливать проблему на государство — мол, оно не строит достаточно дошкольных учреждений, но, извините, передавая «конверт» заведующей или подделывая справку льготника, вы не только совершаете преступление и стимулируете коррупцию, но и плюете на законопослушных сограждан, дети которых отодвигаются в той же очереди.

Взятки на дорогах — это вообще что-то вечное. И почему-то все винят только полицейских, берущих мзду. Их вина, безусловно, очевидна, но ведь, как говорится, если не давать, то и брать не будут. А главное — это не нарушать, если же нарушил, то плати так, как это предусмотрено законом.

Это касается и всего остального на бытовом и социально-бытовом уровнях – курения в неположенных местах, нарушения тишины и общественного порядка, выброса мусора мимо контейнеров, обхода правил торговли, и так далее, и тому подобное. Отдельно можно и нужно выделить уход от оплаты налогов. Мы пару раз поднимали эту тему, а сейчас есть повод еще раз напомнить простую и четкую формулу — ты не можешь считать себя полноценным и полномочным гражданином, если не являешься честным налогоплательщиком. Между прочим, кто не знал, именно такой подход является фундаментом взаимоотношения гражданина с государством в развитых странах, тех, которые на данный момент можно назвать правовыми и на пример которых нужно равняться. А то, получается, кое-кто ставит в пример такие государства и их гражданское общество, а сам считается «безработным» или платит минимум в бюджет своей страны.

Общественный контроль

Но мы немного отвлеклись. Есть еще один мощный и действенный рычаг для реализации своих прав и свобод. О нем мы тоже не раз упоминали, поэтому сегодня лишь коротко напомним. Это введение в действие закона об общественном контроле. Он предусматривает два основных направления. Во-первых, это развитие института общественного контроля как такового на местах. Кто-то может подумать, что это к построению правового государства имеет лишь касательное отношение, но на самом деле — вполне прямое. Хотя бы потому, что через новые возможности у гражданского общества появились средства, скажем так, слежки за расходованием бюджетных (то есть, наших с вами) средств, работы государственных и квазигосударственных компаний и так далее. А это реальный механизм не только контроля над госорганами и отдельными чиновниками, но и потенциал для развития самого гражданского общества, культуры диалога с властью и, как следствие, построение сильного государства с едиными целями и задачами.

В этом плане вторая часть упомянутого закона также открывает большие перспективы. Речь, как вы поняли, идет о внедрении института петиций. Практика последних четырех месяцев показывает, что казахстанцы приняли эту возможность на ура. Да, среди прошений есть те, которые могут вызвать улыбку или сочувствие (за отмену «Сергеков», например), а кое-какие имеют под собой только хайп без дальнейшего продолжения, которое предусмотрено законом (пример с «утильсбором» наиболее яркий в этом плане — когда инициаторы просто не стали приходить на заседания рабочей группы). Но, с другой стороны, на ошибках учимся, зато перспективы развития петиций как гласа народа — просто неограниченные.

Ко всему прочему, упомянутый закон вместе с институтами общественного контроля и петиций становятся отличной диалоговой площадкой между гражданами и властью. Это как бы бонус для обеих сторон, который в итоге будет играть только на благо построения правового государства, где во главе угла будет стоять верховенство закона, а бенефициарами станем все мы. Ведь, если вы забыли, чиновники и представители власти – это тоже граждане Республики Казахстан со всеми вытекающими правами и обязанностями. Тут заметим, что строительство этого самого правового государства — это и наше право, и обязанность в равной мере. Это своего рода асар, когда мы всем миром возводим наше общее государство, в котором живем и где будут жить наши внуки и правнуки. Может показаться, что это красивые слова, но это так, дорогие коллеги по строительству. Просто каждый должен (и имеет право) выполнять свои функции в этом деле — заливать фундамент или поднимать стены, возводить прочную крышу или заниматься внутренней отделкой, придавать внешний блеск или внутренний уют. Вот только без дела не стоит отсиживаться, честное слово.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте