Аналитика

Глас народа. Риски и ириски

Мирас Нурмуханбетов

09.10.2023

Неделю назад президент Токаев подписал два закона, прямо касающиеся основных его концепций о справедливом и слышащем государстве. Речь идет о введении в правовой режим института петиций и узаконения общественного контроля. На первый взгляд, все хорошо и долгожданно, но какие могут встретятся «подводные камни»? С чем могут столкнуться и общество, и власть на практике? Есть ли риски во всем этом? Попробуем разобраться.

Сразу же уточним – оба закона вступают в силу лишь через шесть месяцев после его подписания – то есть, в начале апреля 2024 года. По этому поводу сразу же возникают сомнения в искренности желания властей наладить диалог с обществом, хотя такой беспрецедентной задержке (обычно с момента публикации нормативно-правовые акты начинают работать через 10-60 дней) могут быть банальные причины. Например, что нужно подготовить определенную техническую базу, создать и издать дополнительные нормативные документы или еще что-то в плане правовой бюрократии. Но это, как говорится, не точно.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

«Между строк» берлинского вояжа

Помогает ли Казахстан России в «спецоперации»

О блокировке «Царьграда»

Можно было высказать предположение, что за предстоящие полгода в стране намечаются какие-то события, которым может помешать или, наоборот, усугубить их внедрение норм новых законов в жизнь, но не станем (на этот раз) заниматься конспирологией. Лучше, для понимания ситуации и возможных рисков, коротко расскажем о предыстории появления законов и их внедренных нормах.

Итак, впервые президент Токаев озвучил инициативу о петициях в рамках целого пакета реформ, озвученных в послании 2020 года. Это очень удачно, правдоподобно и оптимистично укладывалось в концепцию «Слышащего государства». Тогда же, кстати, было высказано предложение провести прямые выборы сельских акимов и были сделаны прямые намеки на другие вещи, которые сегодня уже внедрены с разной степенью эффективности. Но вот с принятием в жизнь закона об общественном контроле что-то затянулось, хотя известно, что соответствующий законопроект был готов еще в 2021-ом. По крайней мере, там было все расписано про петиции – как, что и в каком виде их можно подавать.

Кстати, это часть теперь будет закреплена в Административно-процессуальном кодексе РК. Большинство читателей, наверное, уже в курсе основных норм, но все-таки напомним некоторые основные моменты, а начать следует с ограничений. Здесь список большой, но если коротко, то петиции даже не будут приниматься, если они будут касаться дел президента, нацбезопасности, конституционного строя, госязыка, нарушения гражданских прав и так далее. В общем, можно даже не думать организовывать онлайн-голосование за отставку министра или акима, сепаратистские идеи, даже косвенно касающиеся территориальной целостности РК, изменить герб, флаг или гимн, ну и далее по списку.

Механизм сбора подписей (электронный, по ЭЦП) тоже расписан достаточно четко, хотя возникают сомнения по поводу необходимого минимума этих самых подписей. Это зависит от того, к какому уполномоченному органу (исполнительной или представительной власти) ты со своими единомышленниками обращаешься и какой регион собираешься охватить (родную область или республику в целом). В общем, чтобы заострить внимание властей на ту или иную проблему, то нужно набрать, как минимум, 50 тысяч голосов по стране или пропорциональную часть, если тема касается отдельно взятого региона. Интересно, что на сбор подписей даются те же полгода, а на рассмотрение поднятой проблемы – от 20 до 40 дней, хотя понятно, что некоторые вопросы требуют оперативного решения и могут собрать необходимый лимит голосов буквально за несколько дней.

В этом плане, как нам видится, в законопроекте нужно было выделить моменты, требующие безотлагательного решения, снизив минимальный порог голосов для его принятия. Также можно (нужно) было бы разделить вопросы по категориям – например, социально-бытового, социально-экономического, культурного, политического или какого-то другого направления. Здесь тоже неплохо было бы определить, сколько подписей нужно собрать для каждого из них. Ведь, напомним, что до введения законов в жизнь (пусть они и утверждены подписью президента) еще есть уйма времени – можно, как говорится, «подшлифовать», пока они не заработали. Тем более, в этом плане возникают первые риски.

Вообще, есть такое понятие, как правоприменительная практика. Она нередко сталкивается с определенными сложностями на первых этапах. Поэтому можно будет только приветствовать, если после того, как заработает официальная онлайн-платформа для петиций, протетстировать ее. В «пилотном режиме», как говорится. Мы были бы не против, даже если бы это был проект какого-то околовластного НПО или опрос, который в той или иной мере выгоден властям, а заодно может быть поддержан населением. Если речь идет о регионе, то можно было бы, например, поставить вопрос о строительстве мусорного полигона или, напротив, какого-то туристического центра. На республиканском уровне можно поднять проблему о необходимости школьной формы. Ну или что-то в этом роде. Даже с возведением или не возведением АЭС можно было бы тему поднять (чтобы не тратиться на общенациональный референдум), но это, как мы понимаем, вопрос другого уровня, да и за предстоящие шесть месяцев, скорее всего, плебисцит уже проведут.

Вообще, следует признать, что с введением этих законов в действие, для госорганов, а точнее – больших и не очень чиновников – назревают разного рода «головные боли». Их, конечно, отложили на полгода, но они уже неизбежны. Это касается не только петиций, которые могут выявить, скажем так, альтернативное мнение по тем или иным госпрограммам, но и о совершенно новом законе «Об общественном контроле». Понятно, что власти по привычке тоже хотели контролировать такой контроль, но во многом благодаря депутатскому корпусу в законопроект были внесены существенные изменения. Если раньше различные ведомства, в том числе из квазигосударственного формировали общественные советы по своему хотению, то сейчас туда могут зайти с проверкой совершенно независимые граждане. Да, это можно будет сделать строго по определенным правилам, но, если объективно, то возможностей для общества тут больше, чем когда-либо. Нужно лишь желание.

Поэтому нововведения можно считать и своеобразным тестом и для гражданского общества, разного рода активистов и других «ЛОМов». Если коротко, то активисты смогут на самом деле увидеть, насколько они и их идеи популярны среди населения в том или ином регионе, или в целом по стране. Можно, конечно, списать все на инфантильность и инертность общества, но это тема для другого разговора, но подчеркнем, что определенные и пока еще точно не обозначенные риски могут развиться в силу тех или иных противоречий в обществе. Они, как мы видим на практике, могут касаться не только внутренней политики, но и практически любой другой сферы, начиная с тех же гастролей российских артистов и заканчивая отношением к домашним животным.

Не исключены и разного рода конфликты между гражданским обществом и различными ветвями власти. В этом плане тоже пока трудно спрогнозировать, что и как будет, но учитывая практику предыдущих лет (в том числе, при предыдущем президенте), можно ожидать неадекватную реакцию со стороны отдельных чиновников на гражданские проверки и петиции. Это, кроме прочего, будет экзаменом и для вышестоящих структур – правительства и Администрации президента. Ну и Комитета нацбезопасности. В общем, придется строго следить, и хорошо бы, чтобы слежка эта была не за гражданами, а за исполнением закона. С этой позиции можно и полгодика потерпеть – ведь 30 лет ждали же такого узаконенного диалога власти с обществом и общества с властью.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте