Вообще, эту историю можно было начать с конца ХХ века, когда в стране был введен институт акимства, и практически сразу гражданское общество стало говорить о необходимости избираемости руководителей всех административно-территориальных единиц. Государство же решило, что само будет решать, что и как, и провело небольшой эксперимент с выборами сельских акимов. Потом это дело отложили в долгий ящик, пока в середине «десятых» годов уже этого века власти не расщедрились на избрание глав сельских округов, но с небольшим уточнением – это делали местные маслихатовцы, в политических предпочтениях которых на тот момент сомневаться не приходилось.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Выборы-2023. Привычка остается?
Предвыборный интерес. Глазами «иноагентов»
С приходом в Акорду Касым-Жомарта Токаева ситуация немного изменилась. Например, в 2020 году в послании народу президент вдруг заявил, что общественность выступает за выборность сельских акимов, но при этом подчеркнул, что к «этому важному шагу следует подходить тщательно и последовательно» и заметил, что «откладывать решение этого вопроса не следует». И они состоялись (правда не сразу везде) уже на следующий год. Тогда же, уже в рамках нового послания, Токаев обозначил следующий шаг – это выборы райакимов.
Через месяца полтора после Январских событий Токаев дал понять, что власть не только не отказалась от планов избирать акимов, но даже обозначил примерное время проведения таких выборов – 2024 год, но при этом прозвучала оговорка, что пилотный проект можно будет провести уже в 2023-ем. На последнем послании вновь прозвучала эта идея, и стало понятно, что кое где выборы райакимов состоятся уже до конца года. И вот на минувшей неделе в Центризбиркоме официально объявили о дате (5 ноября) проведения таковых, а заодно стал известен перечень районов и городов областного значения (42 и 3, соответственно), жители которых станут избирателями.
Конечно, можно подумать, что решение власти провести «пилотные выборы» для того, чтобы не будоражить страну одномоментно, да районы для «эксперимента» определены по принципу наименьшего гражданского сопротивления (активности). Однако этот момент можно использовать с обратной стороны – как поле для испытания и развития той самой электоральной культуры, о которой все вспоминают перед каждым избирательным процессом и сразу после него.
В этом плане заметим, что закон о выборах не ограничивает казахстанцам возможности баллотироваться там, где они не прописаны, однако, конечно же, лучше найти известного и активного местного жителя, на которого можно сделать ставку. Безусловно, хорошо было бы победить, но, как говорится, важен процесс, в который включается упомянутая электоральная культура, а заодно и подготовится к моменту, когда выборы районных и городских акимов пройдут в других регионах.
К слову, хоть «пилотный проект» затронул все 17 областей (города республиканского значения и столицу обошли стороной), но выбор выборов оказался немного странным. Так, северные и некоторые южные регионы представлены большим числом «осчастливленных» районов, а вот, например, в Мангыстау, известном своей гражданской активностью, под «пилот» попал только один район. Вполне возможно, это лишь совпадение, но понятно, что власти подготовились к стартовавшей избирательной кампании довольно серьезно.
Не станем на этот раз заниматься критикой действий (или бездействия) властей, в том числе потому, что в ближайшие полсотни дней (до выборов остается всего 48) ее будет предостаточно, но ясно, что многое будет строится на противодействии альтернативным кандидатам. Причем, Акорда, судя по всему, все отдала на откуп местным органам, включая финансирование, что де-юре отводит риски и ту же критику от Администрации президента, но тут необходимо обратить внимание, что предстоящие пилотные выборы для Астаны хороши тем, что при правильном их проведении власти могут «реабилитироваться» по многим направлениям и начать отстаивать свое право на доверие населения.
В принципе, районный аким по своему статусу не является ключевым звеном во властной иерархии с политической точки зрения, хотя нынешние и ожидаемые реформы дают ему (вместе с маслихатами) гораздо больше финансовых возможностей. Однако вместе с этим возрастает и ответственность, вплоть до уголовной. Другими словами, если даже в кресло главы района (или даже города областного значения) попадет человек, который, скажем так, не вполне устраивает вышестоящее начальство, но есть определенные правовые рычаги, чтобы его заменить – например, через те же маслихаты, которые в большей степени подконтрольны.
Зато если из 45 избранных акимов, скажем, человек 5-6 окажутся из самовыдвиженцев (подчеркнем, независимых самовыдвиженцев), то это неплохо поднимет имидж власти в стране и даже за ее пределами. Это как минимум, не говоря уже о положительных последствиях для общества и электората, которые постепенно будут учиться не только выбирать себе подходящего акима, но и переизбирать его. Теперь остается только найти и продвинуть стоящего кандидата. Таковых, конечно, немало, но вот тотальное неверие и недоверие среди народонаселения немного снижает энтузиазм.
Пока не видим, но надеемся в скором будущем увидим активность действующих политических партий в этом направлении – ведь для этого тоже важно, как в плане имиджа, так и правового влияния на местные власти. Более того, это позволит перестраивать отношение к своей партии как на местах, так и на уровне парламента, не говоря уже про маслихаты всех уровней.
Что касается общества в целом, то тут, по большому счету, тоже одни «плюсы». Сразу надо оговориться, что пиар настоящих выборов с нашей стороны нисколько не является пиаром властей и режима. Напротив, это возможность продвинуть то, о чем так долго говорили гражданские активисты и оппозиция в целом. При этом нужно наконец понять-таки, что именно с низших уровней власти строится ее вертикаль, если мы как-то хотим изменить «Систему». Да, безусловно, можно и нужно продвигать своих кандидатов и на место президента, равно как и стремиться в парламент, то напомним, что кресло главы государства всего одно, а квота для самовыдвиженцев в парламент ограничивается 30 местами, что же касается избираемых сейчас акимов, то даже на нынешнем этапе их 45, в целом в пять раз больше.
Однако, как говорится, под лежачий камень вода не течет, и так сложилось, что власти, большой и малой, пока невыгодно, чтобы народ верил в выборы и принимал в них активное участие. Поэтому, чтобы изменить ситуацию, нужно в большей степени поверить не в избирательную систему Казахстана, а в себя, в свои возможности и права, в своих единомышленников и потенциальных избирателей, которые смогут не только отдать свой голос за конкретного кандидата, но и будут готовы его (голос) защитить.
Понимаем, что эту тему не осветить за один раз, тем более в ближайшие семь недель она будет развиваться по разным направлениям. Поэтому – продолжение следует…
Фото из открытых источников