Аналитика

Бархатный сезон для власти

Мирас Нурмуханбетов

31.07.2023

Остается всего месяц (а для кого-то – целый месяц) до конца лета. Депутаты удачно сочетают каникулы с поездками по регионам, правительство трудится, педагоги готовятся к предстоящему учебному году, а обычные и необычные граждане совмещают все это вместе взятое, добавляя каждый свое по индивидуальности. Но с чем мы идем к новому политическому сезону? И главное – насколько мы к нему готовы? Попробуем обрисовать некоторые риски и ириски.

Вообще, подобные материалы пишутся и публикуются буквально накануне того, как президент даст старт этому самому политическому сезону, который принято начинать с открытия новой сессии парламента. В принципе, это правильно, но на этот раз мы немного предвосхитим события – в том числе, чтобы немного к ним подготовиться (по возможности), а не констатировать уже неизбежное.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Вторичные санкции. Без паники?

Отразится ли на Казахстане «концерт» Пригожина?

Курылтай. За строкой доклада

Да, президент Токаев, открывая работу парламента на его расширенном заседании, определит приоритеты и поставит задачи. Это так принято. Но при этом совершенно не обязательно ждать, пока те или иные проблемы не озвучит Касым-Жомарт Кемелевич, пусть даже с подсказки своей Администрации (это вполне естественно). Поэтому в этом плане хотели бы обратить внимание на одну вещь. Может для одних она покажется пафосной, для других – ничего не значащей, а для третьих – обычной и даже необходимой, но в контексте поднятой нами темы и предстоящих событий на это необходимо пересмотреть свое видение. Речь о том, что те или иные государственные органы, включая даже представителей «влиятельного парламента», при всяком удобном случае начинают свои отчеты о проделанной или проделываемой работе со слов «По поручению Главы Государства», «В соответствии с Посланием Президента» или что-то в этом роде. Что в этом не так? По большому счету – многое.

Во-первых, как нам кажется, это немного дискредитирует концепцию этого самого главы государства (в данном случае – Токаева), одно из направлений реформ которого заключается в упразднении «суперпрезидентской» власти. Во-вторых, в этих вводных читаются нотки подхалимажа и даже культа личности, что, как известно, не приемлет сам Касым-Жомарт Кемелевич. Но главное – это то, что постоянная ссылка на президента демонстрирует, что эти государственные органы ничего не могут сделать сами, без указки сверху (пусть даже с самого верха).

То есть, получается, все, начиная с премьера и его министров и заканчивая руководителями нацкомпаний попросту лишены не то что новаторского мышления, но и даже доли инициативы. Тут возникает множество вопросов, включая то, за что они тогда многомиллионные бонусы и премии получают? Также на поверхность выходит вывод, что их безынициативность не только ставит под сомнение их профессионализм, но и говорит о том, что они всячески уходят от любой ответственности, фактически перекладывая ее на Токаева – мол, это не мы решили, а глава государства поручил.

Выходит, пока Касым-Жомарт Кемелевич не тыкнул в сторону проблемы с синтетическими наркотиками, ею занимались «постольку поскольку». Или по отношению к бытовому насилию такая же ситуация. Как, впрочем, и во многих других направлениях. Но, извините, как бы мы не относились к президенту и слегка раздутой его Администрации, она не может всего знать и за всем следить – для этого есть профильные министерства и местные акиматы. Но давайте немного конкретики – какие проблемы и риски нас могут ожидать в обозримом будущем, на которые обязаны обратить власти свое внимание?

Так, уже даже государственные уполномоченные органы признают, что «вторичные санкции» в отношении Казахстана (пусть даже только отдельных отечественных коммерческих компаний) «следует ждать с большой долей вероятности». Мы тут добавим, что их следует ожидать уже в сентябре-октябре. Но одно дело ждать, а другое – готовиться. Что делает по этому поводу правительство и, в частности Минфин, Генпрокуратура и МИД, не понятно – нам ничего не говорят, а если и говорят, то только пустую информацию, да и то, когда только какой-нибудь дотошный журналист спросит.

По «вторичкам» мы недавно уже поднимали тему, поэтому сильно расписывать ее не станем, но заметим, что вряд ли кто станет спорить, что многое события внутри страны будет зависеть от складывающейся геополитической ситуации. В первую очередь, конечно, это война в Украине и все, что с ней связано. Но есть и другие направления, как в политико-экономическом так и чисто в географическом плане.

Да, Казахстан за последние полтора года стал усиленно искать «альтернативные маршруты», в первую очередь, для продажи на сторону нефтепродуктов и других богатств наших недр, но среди этих путей называются Китай и Иран, которые, мягко говоря, недалеко ушли от России в плане санкционных ограничений. Другими словами, в обозримом будущем это также может вызвать проблемы в плане внешней торговли, не говоря уже о политической составляющей. Коротко говоря, хорошо было бы увидеть или хотя бы услышать что-то конкретное от нашего внешнеполитического ведомства (а заодно и Минторга) в плане реальных альтернатив.

Мажилисменам тоже предстоит хорошо поработать – даже в рамках программных. Недавно спикер нижней палаты парламента Кошанов на приеме у Токаева, кроме прочего, рассказал, что в мажилисе находятся на рассмотрении Водный, Бюджетный, Градостроительный и Налоговый кодексы – очень актуальные для страны и ее будущего документы. Причем, важность некоторых из них будет проявляться даже на уровне их обсуждения.

А вот проблемы с водой многие регионы и даже ряд районов больших городов ощущают уже сегодня. К осени проблема с засухой может усугубиться ситуацией с урожаем и кормами, а это, как следствие, скажется на ценах и общей социально-экономической ситуацией. Может быть, правительство что-то и делает в этом направлении, предпринимает превентивные шаги, но тогда только в каком-то засекреченном формате – мы ничего не видим, кроме дежурных заседаний и рапортах (опять-таки с неизменной присказкой «По поручению Главы Государства…»). И это в лучшем случае.

В этом плане не исключается вероятность роста социальной напряженности, которая, даже без учета внутриполитической составляющей вызывает опасения даже у придворных политологов и околовластных экспертов. Понятное дело, что ужесточением наказания за несанкционированные митинги или чем-то еще в этом роде проблему не решишь (а по большому счету, только усугубишь). Это, между прочим, касается и закона об онлайн-платформах, который, несмотря на критику правозащитников из медиа-сферы, уже скоро заработает и может вызвать, скажем так, побочные эффекты, о которых предупреждали эти самые правозащитники.

Начнет действовать и закон о возврате незаконно приобретенных активах. Тут пока трудно предсказывать, когда и в чем это проявится, но можно (и нужно!) сказать, что потенциальные фигуранты и «клиенты» этого нормативно-правового акта просто так сдаваться не будут. Коротко говоря, методов и возможностей (в том числе, финансовых) у них много.

В общем, бархатный сезон (август-сентябрь) для наших политиков, государственных деятелей, журналистов, да и всех граждан может показаться не таким ласковым, как хотелось бы. Поэтому нужно строить планы и смотреть, если не на два, то хотя бы на один шаг вперед. Ведь вы, господа чиновники, как-то планируете свой отпуск, свой отдых, тогда почему бы не строить планы и по прямой работе – отстаивание интересов Казахстана и его граждан?

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 03.10.2024

Местное самоуправление: курс на профессионализм

НОВОСТИ | 03.10.2024

Геннадий Головкин встретился с президентом МОК

НОВОСТИ | 03.10.2024

Месторождение Кашаган закрывают на ремонт

НОВОСТИ | 03.10.2024

Масштабные преобразования: Токаев назвал приоритеты госполитики

НОВОСТИ | 03.10.2024

О наркоситуации в Казахстане высказался генпрокурор

НОВОСТИ | 03.10.2024

Туркменистан изучает опыт Японии по внедрению института УЭО