Первыми на происходящее отреагировало общество, а точнее – обитатели соцсетей. В основном это была поддержка намерений Пригожина, но с понятной оговоркой о том, что «хоть кто-то открыто пошел против Путина». Второе наблюдение – практически все отечественные СМИ, не говоря уже о телеграм-каналах и прочих пабликах, вели чуть ли не прямую трансляцию с места событий и передавали реакцию разных сторон – от Москвы и Киева, до Брюсселя и Вашингтона. Причем, ранее многие из них не были замечены в освещении российско-украинской войны.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Потом настала очередь за официозом. Надо отметить, что МИД РК отреагировал довольно оперативно и, что называется, по существу. В его официальном сообщении был дан открытый намек на серьезность ситуации, прозвучала просьба не посещать приграничные с Украиной регионы и объявлено, что в случае эскалации конфликта все граждане РК будут спасены. Ну, не дословно, но примерно в этом духе. Даже учитывая тот момент, что такое сообщение было логичным, можно было понять – казахстанские власти могут все держать под контролем. Об этом говорили и некоторые приближенные к власти спикеры, у которых журналисты брали оперативные комментарии.
Позже пресс-секретарь Акорды сообщил, что Токаеву в течение дня поступала вся необходимая информация, при этом надо думать, что он черпал ее не только и не столько из тех же телеграм-каналов, но и из других источников, включая свои. Уже ближе к вечеру стало известно, что Токаев переговорил с Путиным (по инициативе последнего). В официальном релизе, по большому счету, было все правильно – Акорда, пользуясь случаем, выразила свою позицию. Для Кремля это было то, что Казахстан поддерживает конституционный порядок, что является «основой безопасности общества», а для внутреннего пользования было сказано, что происходящие на тот момент события – это внутреннее дело России. Впрочем, можно подумать, что этот месседж в какой-то мере был направлен и на внешних наблюдателей – мол, Астана не собирается вмешиваться во все это.
И это понятно – ведь первое, что, мягко говоря, обеспокоило казахстанцев, причем, даже тех, кто старался не замечать войну в Украине или, более того, поддерживать российскую агрессию против нее. Тут уже срабатывала не политика или болтовня, согласно методичкам, а более конкретные причины – никто не захотел бы отпускать своих детей на бойню и (или) получить пакет санкций от Запада.
Да, Казахстан имеет с Россией двусторонний договор, оговаривающий военную помощь в случае вторжения извне или при попытке смещения власти террористами. Плюс к этому, конечно, обязательства в рамках ОДКБ. Однако даже на момент эскалации конфликта, если подойти к делу объективно, вряд ли бы Казахстан стали вовлекать в это дело. В первую очередь, потому что для Москвы это было бы элементом позора – мол, не смогли справиться сами, причем, со своими же. Кстати, странно было, что колонна «вагнеровцев» не встретила абсолютно никакого сопротивления, хотя пара штурмовиков могла если не уничтожить колонну, то лишить ее боеспособности на несколько часов, которых было бы достаточно для блокирования и разгрома. Но мы сейчас не о них, а о нас.
Прошедшее вчера утром внеплановое заседание Совета безопасности РК, в принципе, продемонстрировало, что намерена делать власть. При том что у нас с Россией «самая протяженная сухопутная граница», а она сама «наш стратегический партнер», первоочередная задача – это финансово-экономическая независимость страны и безопасность ее граждан. Конечно, можно подумать, что это просто слова, тем более, в том или ином ключе излагаемые с высоких трибун и ранее, в целом дело правильное.
Жаль, конечно, что с нами не поделились подробностями заседания, но акцент на экономику, думается, сделан неспроста. Пока общество было озабочено возможностью участия казахстанских миротворцев в этой возне, доллар стал стремительно расти. Не так, конечно, как рубль, но все же. Более того, по намекам из Акорды стало понятно, что последние события в России стали дополнительным стимулом для построения экономики Казахстана максимально независимой от того, что творится у северного соседа. Ведь надо иметь в виду, что нынешней эскалацией все не закончится, а будет продолжение по разным направлениям, в том числе и затрагивающим социально-экономическую ситуацию внутри нашей страны и ее внешнеэкономические связи (не только с РФ).
Для общества же это тоже был своеобразный урок, который, похоже, большая его часть не усвоила, поддавшись тем же эмоциям. Но в этом плане есть и немало положительных моментов, в том числе, касающиеся проявления общего настроя. Если коротко, то стало понятно, что далеко не всем безразлично то, что творится сейчас в путинской России. Одновременно выявились и те, кого можно причислить к так называемой «Пятой колонне» или хотя бы «взять их на карандаш». Но это отдельная тема для разговора.
Кроме этого, важно то, какие последствия полумарша Пригожина будут для внутренней и внешней политики Российской Федерации и Кремля (мы здесь намеренно разделили эти два понятия, так как прошедшая суббота показала, что у наших «союзников» далеко не все едино). В этом плане много вариантов, начиная с очередного наплыва в Казахстан «убегантов» и заканчивая возможными провокациями и информационными атаками росспропаганды.
Здесь следует отметить особую роль отечественных СМИ, с чего мы, по сути, и начали. Можно высказать банальность, что казахстанская пресса должна создавать собственный контент, чтобы противостоять российскому, но тут все гораздо проще. Можно и нужно просто исходить из того, что говорил президент Токаев, как бы кто бы к нему не относился – думать прежде всего о собственной независимости и безопасности, а остальное все – это их внутренние дела. Но для этого нужно больше информации, чтобы читатель-зритель мог строить собственное видение, а не поглощал готовую продукцию.
Это становится наиболее важным в зависимости от того, как начнут развиваться события в России – куда направят Пригожина, что станет с Шойгу, как от этого изменится «специальная военная операция». И тут, повторимся, нужно больше информации, а то, как оказалось, многие не знали или предпочли не знать, кто такой Пригожин, кого он набрал в свою армию, какие преступления они совершили в Украине и так далее. А без этого он и его боевики могут легко стать некими героями.
И, кстати, не стоит сравнивать Путина и Пригожина с пауками в банке. Во-первых, сами членистоногие могут обидеться за такое сравнение, а во-вторых (и это главное), они находятся не в банке, а практически рядом с нами. Тут больше подходит казахская пословица, согласно которой, когда верблюды дерутся, дохнут мухи. Или украинская – про панов, холопов и их чубы.
Фото из открытых источников