Аналитика

Когда война бывает чужой

Мирас Нурмуханбетов

12.06.2023

В обществе периодически возникают опасения по поводу прямого вовлечения Казахстана в российско-украинскую войну, причем, на стороне агрессора. Некоторые наши политики неохотно и не очень убедительно комментируют этот вопрос, особенно на фоне хронического недоверия к правительству. Поэтому, наверное, нужно обращаться к анализу правовой основы и геополитической ситуации, хотя иногда они противоречат друг другу. Исходя из этих вводных данных, попробуем разобраться с перспективами участия ВС РК в этой войне, которая уже вышла за пределы Незалежной в прямом и переносном смыслах.

Начнем с последних событий. На прошлой неделе министр обороны РК Руслан Жаксылыков категорически пообещал, что казахстанские войска никуда не поедут. Правда, журналисты буквально принудили его к такому ответу, поймав даже не в кулуарах мажилиса, а на его лестничной площадке. Впрочем, судя по реакции общества на эти обещания, многие в них не поверили, а также просто сделали вид, что поверили – чисто для внутреннего успокоения.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Так вы хотите как в Украине?

Векторы многовекторности и намеки Акорды

Кто тормозит закон о возврате капиталов?

Но почему в социальных сетях и СМИ вновь заговорили о возможном привлечении (пусть даже косвенном) наших подразделений в этот конфликт? Тут имеются два, казалось бы, очевидных фактора.

Во-первых, это то, что военные действия вышли за пределы Украины в прямом смысле. Как известно, добровольческие подразделения, состоящие из граждан РФ и до определенного времени числившиеся в составе ВСУ в качестве «иностранного легиона», стали проникать в приграничные с Россией области (в первую очередь – Белгородскую) и, скажем так, наводить там шухер. В самой стране они причислены к террористическим, и этот момент является ключевым в нашей сегодняшней теме.

Ведь, если накануне перед полномасштабным вторжением, когда Кремль официально признал «ДНР» и «ЛНР» в качестве независимых государств, стали говорить о том, что Казахстан, можно было сказать – что взаимная военная помощь предусмотрена в случае, когда на страну напали, а не наоборот, то сейчас ситуация несколько другая. Чисто в правовом плане. Можно было подумать, что и после «официального» вхождения «ЛДНР» в состав РФ в октябре прошлого года появляются основания включения механизмов ОДКБ. Но за несколько месяцев до этого президент Казахстана Токаев дипломатично, но четко дал понять, что признавать «квазигосударства» мы не собираемся.

Впрочем, и после вылазок «десантно-разведывательных групп» в Белгородщину, наши никак не комментировали это, а лишь некоторые «северо-соседские» пропагандисты и политики вспомнили о «долге казахов», которым россияне помогли удержать власть.

Главным поводом для обсуждения этой темы на этот раз послужила ратификация мажилисом нескольких документов, связанных с ОДКБ. Не вдаваясь в их юридические тонкости, скажем, что там нет ничего нового – лишь уточнения по тем или иным направлениям, включая, кто кого будет лечить и кормить в случае отправки контингента в одну из стран Договора. Скорее всего, появлению поправок к различным соглашениям способствовала практика применения контингента в январе 2022 года в Казахстане, но это, как говорится, тема для другого разговора.

А пока можно констатировать – никаких новых (именно новых) правовых оснований для того, чтобы вовлечь Казахстан, как и Кыргызстан, Таджикистан или Армению (про Беларусь промолчим) в военный конфликт между Россией и Украиной нет. Но остаются уже имеющиеся – они касаются как норм договора о коллективной безопасности, как такового, так и двустороннего договора о военном сотрудничестве и взаимопомощи между РК и РФ. При этом напомним, что большинство комментариев со стороны казахстанских чиновников по данному поводу сводится к формулировке: «Мы это даже не обсуждаем».

Опять-таки не вдаваясь в юридические тонкости и формулировки, скажем, что главным толчком для обсуждение и принятия соответствующего решения нужен запрос со стороны союзника – в данном случае, президента Российской Федерации. Но, как известно, официальный Кремль, как и МО РФ, об этом даже не заикаются. Или пока не заикаются, а пока проводят своеобразную информационно-пропагандистскую артподготовку, которая в большей мере рассчитана на «зомбированных» россиян.

Почему «зомбированных»? Для понимания этого достаточно послушать речь председателя пропутинской «Справедливой России» Сергея Миронова, который на прошлой неделе возмутился тем, что в Казахстане, Кыргызстане и других странах стали уголовно преследовать тех своих граждан, кто идет добровольцем в зону «СВО». Бред, который даже комментировать не хочется, тем более, Миронов сюда еще и чисто экономический союз в виде ЕАЭС зачем-то приплел. Однако, как говорится, «зритель все схавает», поверя в то, что казахи против. В общем, серое вещество россиян и некоторых казахстанцев готовят к тому, что запрос такой может поступить.

Но, положа руку на сердце, нужно признать, что казахстанская армия вряд ли чем-то сможет помочь. Тут в большей степени дело политическое – Москве нужна поддержка из других стран. И здесь мы подходим к главному – насколько реальна возможна отправка казахов-миротворцев на границу России с Украиной? Если теоретически это как-то можно прописать, то на практике выглядит не очень правдоподобно.

Конечно, можно говорить, что общество в подавляющем своем большинстве будет против – включая даже тех, кто как-то оправдывает действия России (никому же не охота отправлять на убой своих детей и попадать под санкции), но это никогда или почти никогда не становилось препятствием для принятия решений руководством страны. Тут, как было замечено пару недель назад замминистра обороны Камалетдиновым, решение остается за парламентом, который, скорее всего, откажет – но не потому что народ этого не захотел, а из-за того, что Акорда так решила.

Поэтому, чтобы не нарваться на отказ, Москва вряд ли будет запрашивать помощь у Астаны, Бишкека и, тем более, у Еревана. С Душанбе и Минском, если говорить отдельно про Таджикистан и Беларусь, могло бы получиться, но тогда это будет выглядеть не очень – одни страны ОДКБ выразили готовность поделиться своим военным контингентом, а другие «включили заднюю».

Таким образом, мы опять приходим к тому же выводу, что Казахстан не будет участвовать в российско-украинской войне никаким боком. На сегодняшний день трудно представить что-либо, что может кардинально изменить существующую ситуацию. Если говорить с правовой точки зрения и вспомнить упомянутую выше ратификацию соглашений по ОДКБ, то там речь шла и о введении понятия «координирующее государство». Им, если коротко, вполне может стать Казахстан, как посредник между ООН и ОДКБ в миротворческой деятельности. Но до окончательного урегулирования этого соглашения (уже на уровне Объединенных Наций) еще очень далеко.

В общем, можно успокоиться, но совсем забывать эту тему тоже не стоит, так как геополитическая обстановка в мире может стремительно измениться в ту или иную сторону. Не будем строить пессимистические прогнозы, но не исключат и те, что можно назвать положительными. Например, что создастся такая обстановка, что Казахстан может воспользоваться своим правом о приостановлении своего членства в той же ОДКБ. Звучит, конечно, фантастически, но и мечтать тоже не вредно, как говорится...

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии