Аналитика

Вторичные санкции. Без паники?

Мирас Нурмуханбетов

03.07.2023

В последнее время все чаще стали говорить о так называемых вторичных санкциях в отношении ряда стран, среди которых не последнее место занимает Казахстан. Аналитики, эксперты и просто представители общества вступили в спор меж собой – насколько это опасно для нашей страны и ее граждан. При этом каждая из сторон считает себя правой, а сами мнения разделились в крайности: от «родина в опасности» до «проблема сильно преувеличена». Попробуем разобраться, кто и насколько прав.

Для начала немного разберемся с понятиями. «Вторичные санкции» – это комплекс точечных мер, которые могут вводиться против компаний, нарушающих санкционный режим путем осуществления значительных транзакций с компаниями из санкционных списков. Здесь подчеркнем важную с юридической точки зрения деталь – «вторичка» применяется в основном только к тем или иным фирмам (в основном, частным), а не к государству, хотя на основе существующих норм и механизмов, под ограничения могут попасть и некоторые чиновники, а также физические лица.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Отразится ли на Казахстане «концерт» Пригожина?

Курылтай. За строкой доклада

Когда война бывает чужой

Вообще, сам механизм введения вторичных санкций был закреплен федеральным законом США, вступившим в силу в 2018 году – так называемый закон CAATSA. Он долго раскачивался, и даже после его ввода в действие правоприменительная практика была не так сильно распространена, как хотелось бы разработчикам. Однако в настоящее время та самая геополитическая обстановка, о которой любят говорить и наши большие чиновники, диктует свои правила и дает дополнительный импульс для форсирования событий.

В этом плане надо понимать, что антироссийские (ну и антибелорусские) санкции воспринимаются Западом как один из главнейших рычагов воздействия на Москву. Дополнительным эффектом должно было быть и воздействие на рядовых россиян – чтобы они понимали взаимосвязь агрессивных действий Кремля с тем, что у них в магазинах пропала импортная бытовая техника, но это не очень сработало. В общем, Европа и США видят, что предполагаемого скорого эффекта от их действий нет в том числе от того, что Россия нашла лазейки обходить те или иные ограничения, а нередко ей самой это предлагают. Заметим, тут ей помогают исходя из двух факторов политического и экономического, причем, второй является наиболее важным – многие просто хотят заработать «много и сразу».

Что касается конкретно Казахстана, а точнее – некоторых казахстанских компаний, то скажем сразу – вторичные санкции вводиться будут, при этом в самом обозримом будущем. Более того, в конце прошлой недели президент Украины Владимир Зеленский уже подписал указ о внесении в национальный сакнционный списком пары сотен фирм из России и Беларуси, но среди них оказались и две казахстанские компании.

Некоторые эксперты (в данном случае обойдемся без имен) почему-то посчитали, что беспокоиться не стоит – мол, речь идет о парочке частных предприятий, которые якобы ничего не нарушили, так как договоры о поставках (в данном случае, бронежилетов и другой экипировки для силовиков) были заключены еще до войны и, следовательно, до введения основных пакетов санкций. Кроме того, существует мнение, что стремление Казахстана полностью обезопасить себя от «вторички» может привести к созданию нового громоздкого органа для контроля и (как без этого) – дополнительных коррупционных рисков. С последним отчасти согласимся – без коррупции у нас никак и ничего не получится (как и с ней вместе), но с другими аргументами можно поспорить.

Во-первых, как мы уже отмечали, вторичные санкции направлены главным образом как раз-таки в отношении различных коммерческих юридических лиц, а что касается ранее заключенных договоров, то можно привести много примеров, когда различные иностранные (для РФ) компании разрывали контракты. Кстати, среди них есть и немало предприятий оборонно-промышленного комплекса РК, которые перестали делать поставки «союзникам» еще в марте прошлого года. Например, это касается оптоволоконных сетей для ВПК, дыхательного оборудования для летчиков и так далее.

А по тому, что стране потребуется новый фискальный орган, то совершенно необоснованное мнение. Возможно, надо будет принимать какие-то нормативно-правовые акты, но это, как нам кажется, если ситуация усугубится, и риски для экономики Казахстана возрастут на порядок. Но в таком случае можно будет заодно и принимать другие решительные меры, начиная с выхода из ОДКБ и приостановления действия некоторых норм договоров по ЕАЭС и заканчивая подписанием дополнительных соглашений с ЕС, Великобританией и США относительно того, что мы будем придерживаться санкционных ограничений. Ну, а перечень физических и юридических лиц России (да и любой другой страны), попавших под санкции, можно легко найти на сайтах минфинов стран, которые ввели эти санкции. Проще говоря, это нормальная практика проверки на благонадежность – перед тем, как заключить с кем-либо договор, ты же проверяешь его по различным каналам (задолженностям, судебным актам, платежам в бюджет и так далее), поэтому не трудно будет в пару-тройку кликов посмотреть и на предмет нахождения потенциального партнера в «черных списках». Если же пожелаешь работать «по серому», то могут включиться и другие законы РК, включая уголовный и налоговый кодексы.

В целом же необходимо констатировать – в ближайшем будущем Казахстан практически официально войдет в список стран, которые так или иначе помогают России находить лазейки в санкционном «железном занавесе». Первые предупреждения об этом были еще в марте прошлого года, а потом лишь усилились с выявлением конкретных случаев и фирм.

С большой долей вероятности можно сказать, что первыми начнут вводить вторичные санкции Соединенные Штаты. Это будет общий список компаний и стран, к которым они принадлежат (или стран с указаниями фирм, которые попали под «вторичку»). Мы пока не можем точно сказать, какие наши или почти наши предприятия туда попадут, но намекнем. Среди них большие корпорации, которые поставляют России медь и другие металлы, идущие на ВПК, а также их главы, которые, кроме прочего, являются потенциальными фигурантами в других санкционных списках – по казахским олигархам, выводившим капиталы из страны. Кроме этого, вторичные санкции может получить и один российский миллиардер, получивший в прошлом году казахстанское гражданство – за возможную помощь в обходе санкций против финансового сектора страны-агрессора.

В общем, вскоре нас ждут интересные времена, а для некоторых наших соотечественников – весьма жаркое лето. А то, что это так или иначе скажется на имидже государства, это факт. Более того, будут потихоньку начинать страдать простые граждане, в том числе те, кто работают на предприятиях, которые попадут в «черный список» Минфина и Госдепа США.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии