Аналитика

В этот день. Прекрасное далеко?

Мирас Нурмуханбетов

30.06.2023

Нашу пятничную рубрику «В этот день…» читатели воспринимают по-разному. В принципе, это просто экскурс в прошлое, чтобы рассказать об интересных событиях прошлого, заслуживающих внимание, а заодно, если есть повод, провести небольшой исторический ликбез с ненавязчивыми параллелями дня сегодняшнего. Сегодня мы решили немного разнообразить и, наоборот, заглянуть в будущее, но так как прогнозировать события в нашей стране дело неблагодарное и иногда опасное, представим несколько вариантов этого. В общем, посмотрим, какими могут быть страна и мир к 30 июня 2024 года.

Безусловно, хотели бы мы того или нет, даже то, что произойдет в Казахстане в ближайшие месяцы прямо зависит от геополитической ситуации и, в первую очередь, от исхода войны в Украине. Ну и, конечно, от действий (бездействий) правительства, а также нас с вами, как гражданского общества.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Ну, за госслужбу!

В этот день. Оккупация Латвии

В этот день. Верненская катастрофа

Развитие войны в Украине, как и все нижеследующее, нам видится в двух сценариях – оптимистичном и пессимистичном, но к крайности вдаваться не будем. В первом случае это полное освобождение Незалежной и падение режима Путина еще до конца этого года. Думается, это во многом зависит от внутриполитической ситуации в самой России, но до этого вряд ли дойдет. Негативный же сценарий предусматривает развязывание более масштабной войны, в которую так или иначе могут влиться и другие страны, включая Казахстан, а также применение тактического ядерного оружия. Мягко говоря, не хотелось бы этого, хотя мы бы лично не стали делать ставку у букмекеров на такой сценарий.

В этом плане более реальны какие-то серьезные провокации со стороны РФ, которые можно будет классифицировать как военные преступления – это, например, что-то нехорошее на Запорожской АЭС или других сооружениях, подрыв которых может вызвать экологическую и гуманитарную катастрофу в Украине и не только в ней. Если коротко, то Россия сейчас будет делать все, чтобы не только сорвать масштабное контрнаступление ВСУ, но и заморозить сам конфликт. Однако, думается, Киев рассматривает разные варианты развития событий и исходя именно из этого планирует свои действия. В любом случае, через год мы увидим значительные успехи Украины, освобождение большей части оккупированных и аннексированных (в том числе и в 2014 году) территорий, что автоматически повлечет за собой укрепление имиджа Киева на международной арене.

Что касается России, то одним из важных факторов являются не только боевые действия в зоне «СВО» и в самой федерации, но и президентские выборы весной следующего года. Причем надо принимать во внимание и саму избирательную кампанию, которая будет сопровождаться провокациями, информационными вбросами и так далее, хотя в большой долей вероятности можно сказать, что по-настоящему альтернативного кандидата просто не допустят.

Можно было еще немного углубить эти прогнозы, но нас более интересует то, что будет происходить в Казахстане. Как мы отмечали в прошлый раз, не зря президент Токаев, выступая на прошедшем в прошлое воскресенье внеплановом заседании Совбеза акцентировал внимание на экономическом положении в стране и безопасности ее граждан. Мы уже и без этого намучались от «стратегического партнерства» с РФ, от слишком крепких торговых и экономических связях с ней, но действия правительства РК больше походят на бездействия в этом плане. Если кто-то что-то и делает, то это Акорда – в плане того, что президент Токаев пытается наладить контакты и найти обходные пути. Это хорошо, но по большому счету этого всего мало, тем более, что по предположениям некоторых западных аналитиков, этими обходными путями может воспользоваться и сама Россия.

Отметим, что на сегодняшний день положение Казахстана на международной арене весьма неоднозначное. С одной стороны, многие положительно оценивают стремление Астаны придерживаться санкционной политики цивилизованного мира, а к вынужденным контактам с Москвой в экономической сфере относятся, скажем так, с пониманием. С другой – все еще велика угроза так называемых «вторичных санкций», которые если даже и будут направлены в отношении некоторых частных казахстанских фирм, то нанесут при этом непоправимый удар по имиджу всей страны.

Если, опять-таки, рассматривать развитие ситуации по двум сценариям, то к 30 июня 2024 года мы можем оказаться в числе государств с «пограничным состоянием» - то есть, поток западных инвестиций может быть сокращен, а недоверие к проводимой нами внешней политики, наоборот, увеличено. Это, как вы понимаете, пессимистичный взгляд, а что касается оптимистичного, то Акорде удастся выжить все из пресловутой многовекторности, а именно – оставаясь в ЕАЭС, ТС и даже ОДКБ, заявить что-то вроде «извините, но дружба дружбой, а экономика врозь». Но, заметим, этим в большей степени должно заниматься правительство, а не только Администрация президента и он сам. Важную роль в этом процессе должен сыграть парламент, как удобный орган «гласа народа».

А вот по персональным санкциям в отношении наших клептократов (в основном, ярких представителей старого Казахстана) можно сказать, что их появление в течение ближайшего года более вероятно. Более того, первые из них (не будем пока называть фамилии потенциальных фигурантов казахского варианта Списка Магнитского) могут появиться до конца этого года. Это, конечно, хорошая вещь, но она станет своеобразным экзаменом для тех, кто сегодня находится и (или) продолжает находиться во власти. Ведь именно официальная реакция Астаны к появлению такого рода адресных санкций в отношении граждан РК даст мировому сообществу и казахстанскому обществу представлением о том, насколько новый Казахстан готов бороться со старым.

В этом плане как раз к 30 июня следующего года подойдет к концу годичный ультимативный срок по возврату незаконно выведенных активов. Исходя из сегодняшнего положения, соответствующий закон с большой критикой и некоторыми поправками все же будет принят парламентом и отправлен на подпись президенту. Согласно некоторым его нормам, будет дано 12 месяцев на урегулирование спорных моментов между государством и клептократами (и олигархами), поэтому весна и начало лета 2024-го могут стать переломными, и мы с вами увидим, «ху из ху». Проще говоря, даже по вводимым новым нормам закона можно оценить, готова ли власть перестраиваться.

Впрочем, как нам кажется, это можно будет сделать и ранее. Ведь кроме всего прочего, нашу экономику и все остальное ждут и другие испытания уже в этом году. Это и жара, и нехватка воды, и возможные социальные всплески, и так далее. И это, к сожалению, не пессимистичный вариант развития событий, а вполне даже реальный. Исходя из этого с большой долей вероятности можно предположить, что через год будет работать уже новое правительство с другим премьером. Но весь вопрос в том, насколько оно обновится, кто его возглавит и, главное, станет ли оно работать по-настоящему, а не служить, как это было ранее, подушкой безопасности для Акорды, погрязать в отчетах и достижениях, а заодно быть кормушкой для больших чиновников.

А чтобы не заканчивать наши прогнозы в мрачных тонах, скажем, что мы не должны быть сторонними наблюдателями во всем этом и даже рискнем отчасти согласиться с тезисом Касым-Жомарта Токаева, сказанном на Курылтае в Туркестане. Речь идет об «ответственном гражданине». Ведь мы сами в большей мере ответственны за наше с вами будущее.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 14.09.2024

Перспективы атомной энергетики обсудили в Туркестане

ЭКОНОМИКА | 13.09.2024

Проблема под контролем: что происходит с водоснабжением Алматы

НОВОСТИ | 13.09.2024

Олжасу Бектенову рассказали о развитии Шымкента

НОВОСТИ | 13.09.2024

Соглашение о сотрудничестве заключили Узбекистан и Турция

НОВОСТИ | 13.09.2024

«Челси» ждут экстремальные условия в Алматы

НОВОСТИ | 13.09.2024

Туркменистан отправил 93 тонны гуманитарной помощи в Афганистан