Действительно, на территории разваливавшейся империи в эти годы появилось несколько десятков «народных республик». Некоторые из них с разной степенью «добровольности» присоединялись к Советской России, другие топились в крови. Поэтому не станем развивать тему «если бы…». Но для начала следует кое-что отметить.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. День выборов и Референдума
В этот день. Учредительное собрание
В последнее время, если вы заметили, то в рубрике «В этот день» мы часто переносимся к событиям времен Октябрьского переворота, последовавшей за ним Гражданской войны с «красным террором» и установления «диктатуры пролетариата». Это не специально. Просто, История такая вещь, что некоторые ее страницы в полной мере можно назвать «поворотными», и конец 1917-го и начало 1918 годов были буквально напичканы яркими событиями. Причем, советская историография предпочитала их тщательно редактировать, а то и вовсе замылить. Современная российская же научилась представлять происходившее в то время только в выгодном для себя свете, причем, объявляя врагами всех тех, кто думает иначе. Отечественная историческая наука еще до конца не определилась, но стоит отметить, что немало здравых трудов появилось за последние 10 лет. Но мы отвлеклись.
Начнем, наверное, с конца марта 17-го, когда в Симферополе прошел Всекрымский мусульманский съезд, учредивший Временный исполнительный комитет, председателем которого был единогласно избран Номан Челебиджихан, более известный, как Челеби Челебиев. Он пользовался огромной популярностью среди народа, причем, независимо от национальности и религиозной принадлежности. Коротко говоря, когда в стране стали происходить многим непонятные вещи, крымчане смотрели на реакцию Челебиджихана – как он относится к этому.
Но все же основные вопросы решали коллегиально. Так, в начале октября Временным исполкомом было принято решение о том, что «в сложившейся политической ситуации вопрос о дальнейшей судьбе Крыма должен решать Курултай крымских татар». В течение последующих полутора месяцев выбирались делегаты на него, и тут в Петрограде произошел вооруженный переворот.
Стоит отметить, что у исполкома были вполне нормальные отношения со Временным правительством России, но по большей части центральный орган власти был вынужден соглашаться с некоторыми позициями татар. При этом ни о каком отделении на тот момент речи не шло, а подчеркивалась необходимость создания демократической страны на основе равноправной федерации. Октябрьскую революцию в Крыму по большей части восприняли крайне негативно, и она лишь ускорила происходившие события, заставив изменить некоторые планы.
Позиция их относительно октябрьского переворота, сформулированная Мусульманским исполкомом, сегодня выглядит как пророчество: «Разыгравшиеся в Петербурге кровавые события, парализовав силу существующей власти, открывают путь для анархии и гражданской войны, размер и гибельные последствия которой теперь трудно представить». Огромную роль в событиях тех дней играла пресса. Газета «Миллет» пыталась мобилизовать крымских татар на борьбу с большевизмом, призвала не допустить появления в Крыму большевистских и анархистских отрядов. Отметим, что в губернских и городских революционных комитетах Крыма представители украинских партий и организаций, в том числе Центральной Рады, действовали в полном единстве с представителями Мусульманского комитета. Вообще, на тот момент население Крыма составляло около 800 тысяч человек, причем крымских татар было чуть менее 27 процентов.
По ходу появилось и «зондировалось» мнение о возможности входа Крыма в состав независимой Украины на правах автономии. Но до реальных договоренностей дело не дошло (хотя даже делегации татар в Киев были), в первую очередь из-за пассивной позиции Украинской Центральной Рады. Но это уже отдельная тема, которая может привести к «сослагательному наклонению».
В общем, нужно было определяться. В начале ноября Мусисполком выступил с обращением «О власти в Крыму», главной мыслью которого было обнародование инициативы создания на полуострове автономной власти «без гегемонии какой-либо народности над другой» и под лозунгом «Крым – для крымцев». По мнению многих современных исследователей, платформа «Крым для крымцев» была на тот момент единственной, способной в условиях отсутствия защиты со стороны центральной власти сплотить крымчан перед угрозой захвата, анархии или Гражданской войны. Не сказать, что эту тему единогласно все население Крыма, но, следует отметить, что на тот момент какой-либо другой силы по численности и влиятельности в регионе не было.
И вот, 26 ноября (9 декабря по старому стилю) в ханском дворце Бахчисарай открылся Курултай крымско-татарского народа. С правовой точки зрения, это был съезд, на котором было объявлено о создании Крымской Народной Республики, формировании ее правительства, принятии Конституции и другие важные вопросы.
Правительство (Совет директоров) возглавил Номан Челебиджихан, заодно став директором (министром) юстиции. Были также определено руководство других ведомств, в том числе и «дирекции внешних и военных дел» (ее возглавил Джефер Сейдамет). Правительство Крыма опиралось на вооруженные формирования «Крымского революционного штаба», образованного в ноябре 1917 года Мусисполкомом.
Историки отмечают, что другие народы многонационального Крыма тоже изъявили желание к формированию крымских военных сил. С самого начала процесса создания татарских национальных частей в дружные отношения с симферопольским мусульманским солдатским комитетом вошел украинский Полк имени гетмана Дорошенко. От греков и русских поступило предложение формировать 3-й Крымский конный полк из уроженцев Крыма всех национальностей, кроме татар. В общем, к началу 1918 года были сформированы также греческий батальон, еврейский отряд, армянская и польская роты. В Крымских войсках служили также французские военные, а именно авиаторы под командованием полковника Монтеро.
Но несмотря на довольно немалые силы и энтузиазм, боевые действия в Крыму с просоветскими силами были недолгими. Возможно, сказалось неорганизованность и сравнительно плохое вооружение. К 27 января (по новому стилю) при поддержке Севастопольского отряда красногвардейцев и моряков Черноморского флота татарские формирования были выбиты из Симферополя. Были нанесены, а кое где и попросту расстреляны добровольческие формирования. Сейдамет успел покинуть Крым (умер в 1960 году в Турции), а Челебиджихан был арестован и помещен в Севастопольскую тюрьму, а 23 февраля (по роковому стечению обстоятельств, в день рождения Красной армии) этого же года в Севастополе он был без суда убит матросами, а его тело было выброшено в Черное море.
На этом многие исследователи ставят точку в недолгой, но яркой истории Крымской Народной Республики, рожденной Первым Курултаем. Потом, через десятки лет прошел Второй Курултай, но это уже другая история. Думаем, будет повод и о ней рассказать.
Фото из открытых источников