Наверное, многие уже успели посмотреть фильм «На западном фронте без перемен», мировая премьера которого состоялась буквально пару недель назад на платформе Netflix. Если не успели, то гляньте – это как раз о событиях тех дней. Но надо сразу оговориться – нынешняя экранизация антивоенного романа Эриха Марии Ремарка неполная и немного неточная передача оригинала. Впрочем, мы поговорим об этом ниже.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Вхождение в Россию
Предыстория Компьенского перемирия одновременно и долгая, и компактная, но она одинаково насыщенная. Если коротко, то прекращение военных действий на восточном фронте (с Россией) и подписанием сепаратного Брест-Литовского договора (теперь уже с большевиками), положение Германии и ее союзников заметно не улучшилось. В сводках немецкой прессы были одинаковые сообщения, типа «без перемен», но на деле германские силы таяли, а внутренних резервов не хватало. Не помогали ни новые виды вооружений (самолеты, танки, подводные лодки и химическое оружие), ни старая идеология.
К осени 1918 года даже высшее руководство (в том числе и военное) стало понимать, что крах Германии становится только вопросом времени, а патриотизм (в том числе, и в правильном его понимании) все меньше помогал, а любовь к родине и нации уже стала сводиться к тому, чтобы сохранить, что есть. Кроме этого, стала быстро распространяться идея о том, что если не предпринять кардинальных шагов сейчас, то с каждым днем будущее будет более кошмарным и непредсказуемым. Ко всему прочему, по всей стране стали вспыхивать восстания и стычки, которые перерастали в столкновения с полицией – ухудшение социально-экономической ситуации среди простых немцев и «усталость от войны» дополняли друг друга, а революция в России стала неким ориентиром для действий.
В конце сентября верховное командование германской армии открыто заявило кайзеру Вильгельму II и имперскому канцлеру Гетлингу о безнадежности положения на фронте. Военноначальники напомнили руководству Германии о существовании «Четырнадцати пунктов» – проекта мирного договора президента США Вильсена, а также предложили распустить правительство. Однако важнейшее условие Антанты только для начала переговоров – отречение кайзера Вильгельма от престола – в Рейхе воспринимали как неприемлемое и «чудовищное». Кроме этого были требования о выводе германских войск с оккупированных территорий и прекращение «подводной войны». Иначе союзники и США открыто намекнули о том, что они будут настаивать не на мирном договоре, как таковом, а на полной капитуляции монархической Германии.
Далее события стали развиваться еще более стремительно. 30 октября и 3 ноября, одна за другой капитулировали Турция и Австро-Венгрия. 4-го числа вспыхнуло восстание в Киле, породившее начало так называемой Ноябрьской революции в Германии, которое кайзер хотел подавить с помощью армии. Однако и в войсках уже были, мягко говоря, не те настроения. Буквально на следующий день тот самый «западный фронт», на котором велась окопная война многие месяцы и было «без перемен», оказался прорванным. Немецкие войска стали отступать.
Сейчас кое-кто и кое-где назвал бы это «перегруппировкой», «тактическим ходом» или «жестом доброй воли», но на самом деле это было совершенно бесперспективное отступление. Причем, с большими потерями. Контратаки никаких результатов не давали, кроме тысяч и тысяч погибших солдат с обеих сторон – с германской в большей степени.
К этому времени уже сменился имперский канцлер (глава правительства), который официально попросил Вильгельма об отречении (кайзер находился вне пределов страны – в Бельгии). 8 ноября была сформирована и отправлена во Францию делегация Германии, задачей которой было обговорить условия перемирия, хотя немцы понимали, что речь идет о фактической капитуляции. Делегацию возглавил писатель и политик Маттиас Эрцбергер – один из главных героев экранизации Netflix. К слову, он станет одним из главных инициаторов подписания Версальского договора, а позже возглавит Министерство финансов в послевоенной Германии, продвигая реформы, что вызовет недовольство у крупной буржуазии и в 1921 году он будет убит.
А пока ежечасно гибли солдаты. Рано утром в железнодорожном вагоне было подписано Компьенское перемирие. В первых его строках значилось договоренность о прекращении огня «в 11 часов 11 дня 11 месяца». Как уже отмечалось, это было больше похоже на капитуляцию – вывод (эвакуация) войск из оккупированных территорий, сохранение морской блокады Германии, сдача больших объемов стрелкового оружия и артиллерии, расторжение Брестского договора с Россией и так далее. Кстати, немецкие войска должны были оставаться на территории России до прибытия войск Антанты. Однако, по договоренности с германским командованием, территории, с которых выводились эти войска, начала занимать Красная Армия и только в некоторых пунктах (Севастополь, Одесса) германские войска были заменены войсками Антанты.
Между прочим, тот самый вагон, который был назван «Компьенским», французы окрестили «Вагоном Перемирия» и сделали музейным экспонатом, возведя специально для этого здание. Однако в июне 1940 года, когда нацистская Германия одержала победу над французскими вооруженными силами, Гитлер распорядился доставить этот вагон и в нем было подписано «Второе Компьенское перемирие», фактически означавшее капитуляцию Франции.
Но вернемся к «На западном фронте без перемен» – к книге, а не фильму. Она была написана к 10-летию окончания Первой мировой и, что примечательно, на русском языке вышла раньше, чем на немецком, но тиражирована была в Берлине. И вот в этой книге есть момент, когда главный герой романа Пауль Боймер получает отпуск и возвращается в родные края. Его все встречают как героя, но он не хочет говорить о войне. Он видит, как мобилизуют всех подряд, в том числе и его учителя, который агитировал его идти на фронт, а теперь сам оказывается «мобиком», причем, оказавшись в худших условиях.
В тылу его ставят охранником в лагере для русских военнопленных, где он, глядя на этих людей с «детскими лицами и бородами апостолов», думает о том, кто превратил простых людей во врагов и убийц. По книге он снова возвращается на фронт, а в самом последнем абзаце, без эмоций и подробностей говорится, что Пауль был убит в октябре 1918 года. Сам Эрик Мария Ремарк в предисловии к роману пишет: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов».
Этими словами можно было и закончить наш материал о 106-летии перемирия (в разных странах Европы и Америки он называется по-разному – День ветеранов, День памяти павших, День перемирия в ПВМ), но обратим внимание на одну деталь, которую, применительно к различным историческим событиям, называют «последствия». Итак, Первая мировая война фактически привело к уничтожению (распаду) сразу трех империй – Османской, Австро-Венгерской, Германской и, конечно же, Российской. Интересно, к распаду какой империи приведет нынешняя война? Хотя сейчас пока речь должна идти о переговорах и прекращении огня.
Фото из открытых источников