Алматы 04.11.2022 2411

В этот день. Русский марш

На этот раз мы не будем отталкиваться от какой-то конкретной даты в Истории, а привяжем материал к сегодняшнему государственному празднику, отмечаемому в России и паре самопровозглашенных республиках. Впрочем, День народного единства формально имеет «исторические корни», однако в большей мере он рассчитан на формирование имперской идеологии, а также на кое-что еще.


Принято считать, что День народного единства приурочен к освобождению Москвы ополченцами Минина и Пожарского от польских захватчиков. По крайней мере, об этом говорят официальные каналы, президенты возлагают цветы к памятнику этим героям в Первопрестольной (а они, действительно, национальные герои), а центром торжеств по традиции является Нижний Новгород – место, откуда они вышли.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Вхождение в Россию

В этот день. «Героям Слава!»

В этот день. Брежневская Конституция

Без никаких сомнений можно сказать, что события 410-летней давности (кстати, своеобразный юбилей) сыграли важную роль в истории России и на протяжении столетий, независимо от правящей власти, были мощным идеологическим оружием. Можно было бы даже рассказать поподробнее об этом, но, надеемся, читатель и без этого хорошо помнит это из школьных учебников или легко может найти информацию об этом в интернете. Хотя, признаться, нелишне было бы и кое-какие коррективы внести – особенно по некоторым коллаборационистам и правящим элитам. Но не станем на этот раз.

В общем, сомнений в подвиге практически нет, а дата эта (забегая немного вперед, скажем – почти это) в середине XVII века даже превратилась в общегосударственный религиозный праздник – День Казанской иконы Божией Матери. Дело в том, что 22 октября (по юлианскому календарю) 1649 года царь Алексей Михайлович распорядился отмечать этот праздник не только летом, но и в этот день. За год до этого у него родился первенец Дмитрий Алексеевич, но он умер в младенчестве. Вот так, как выясняется, политические игры с праздниками придумали не в наше время – этим успешно занимались и ранее. При этом подчеркнем – мы никоим образом не хотим принизить святость Казанской иконы Божией Матери или как-то поколебать чувства верующих. Просто факт остается фактом.

Но тут с датами есть и другая загвоздка. Не будем расписывать все подробности, но скажем, что именитые российские историки и историографы отмечают, что перевод дат с юлианского календаря на григорианский (или со старого на новый стиль) в данном случае, а также по некоторым датам прошлых веков, был сделан ошибочно. В общем, Китай-город был взят Мининым и Пожарским 22 октября 1612 года, но по подсчетам специалистов, с которыми даже нет смысла спорить, в современном календаре он выпадает на 1 ноября.

Впрочем, согласимся с теми, кто сейчас может возразить – мол, по большому счету, не в дате дело. Конечно не в ней! Тут, действительно, плюс-минус два-три дня роли не играют – важнее другое. И здесь самое время вспомнить еще про одно заблуждение – что День народного единства стал праздником только в 2005 году. На самом деле еще за 10 лет до этого был принят федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», в котором 4 ноября был прописан именно как «День народного единства». Правда, до определенного времени он не был «красным днем календаря» и все время находился в тени Дня Октябрьской социалистической революции, который «хомо-советикус» еще долго продолжали праздновать по привычке, хотя он потерял статус выходного. Если помните, там еще и 8 ноября был «красным» во всех смыслах.

Вслед за бурными 90-ми пришли «путинские» нулевые – начавшиеся с крови второй чеченской, взрывов «диверсантов ФСБ», преследования независимых СМИ и, как следствие (а может и как основа) – строительства «новой идеологии». Как говорили тогда, Владимир Путин при всей его ностальгии по Советскому Союзу, терпеть не мог слова «революция», поэтому нужно было как-то по-особенному затмить 7 ноября.

Мы не знаем точно, кто в Кремле предложил возвеличить День народного единства, но есть вероятность, что одним из основных его двигателей стал «ветеран» Администрации президента РФ Владислав Сурков. Осенью 2004 года он заявил (вынуждены привести всю цитату, чтобы нас не обвинили в «выдергивании из контекста»): «Что есть Русский Мир? Эта идея, я ее когда-то ввел в структуру государственной политики, когда мы меняли идеологические даты: отменили день празднования социалистической революции и ввели День народного единства. В России ведь не было ни одного праздника, связанного с событиями до Революции. Этот день стал днем русского национализма по сути своей. Была такая задача: как сказать об Империи, о нашем желании расширяться, но при этом не оскорбить слух мирового сообщества».

Оттуда и пошло, скорее всего. А потом началось. Идею, обгоняя друг друга стали поддерживать священнослужители и ветеранские организации, депутатские фракции и молодежные организации, появлялись статьи в газетах и ток-шоу на телевидении. Никто, в принципе, не отрицал, что 4 ноября должно прийти на замену 7-му, и даже говорилось, что «7 ноября стало днем трагического разделения России». А теперь, получается, нужно что-то объединяющее. В конце концов под новый 2005 года Госдума приняла соответствующий закон большинством голосов (коммунисты были ожидаемо против).

С тех пор власти делали все, чтобы сделать праздник «всенародным», но как-то не выходило. И не только потому, что он был навязан сверху, а холодный ноябрь как-то не вызывал праздничных эмоций. Но главной причиной, как считают многие наблюдатели (в первую очередь, в самой России), это то, что 4 ноября фактически был монополизирован так называемым «Русским маршем». Наверное, нет особой нужды объяснять, что это такое, но именно с акциями русских националистов и ассоциируется «народное единство».

Отметим также, что российские власти нередко запрещали эти шествия и перманентно задерживали некоторых их организаторов, но не секрет, что на протяжении многих лет Кремль и местные губернаторы латентно поддерживали националистов. Этот «феномен» можно как-нибудь отдельно описать, но сейчас это звучит как аксиома – День народного единства России является Днем нацболов. Это даже не парадокс, а факт.

В этом плане наш Первомай (День единства народа Казахстана) намного больше соответствует своему названию. Кстати, в Казахстане «Русский марш» не проводился, хотя были попытки. Например, 10 лет назад, 4 ноября 2012 года, прошел митинг у исторического здания Казачьей управы Алматы, в котором приняли участие более 50 человек, в том числе глава «Русской общины» Бунаков и верховный атаман Захаров. Они там что-то про историю праздника и задачи «Русского марша». В руках собравшиеся были российский имперский и российский триколоры, а также противоречивые друг другу плакаты: «Мы русские за единение и согласие» и «Русский Марш вперед!». Никаких санкций против митингующих казахстанские власти не предприняли, несмотря на негативную реакцию в соцсетях и обращения общественников в КНБ РК.

Но вернемся в Россию. В прошлом году «русского марша» особо не было, а его организаторы даже стали поговаривать, что уже нет целесообразности его проводить. Но за это время многое изменилось. Кремль от безысходности может более открыто сделать упор на «русских националистов», хотя непонятна ситуация с упомянутым выше Сурковым (весной говорили, что он под домашним арестом), известным своими фашистскими и антиукраинскими лозунгами.

Что касается Владимира Путина, то вчера вечером пресс-служба Кремля сообщила, собирается по традиции возложить цветы к памятнику Минину и Пожарскому, а также посетить выставку с неоднозначным названием «Украина. На переломах эпох»

И последнее. Сегодня же отмечается День народного единства и в других государствах и «квазигосудартсвах». Таких, как Беларусь, Приднестровская Народная Республика и Южная Осетия (здесь не выходной). Показательно, да?

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов