Дети не любят отчетов и цифр. Они любят пространство для экспериментов, место, где можно испачкать руки краской, разобрать старый радиоприемник или сыграть первую ноту на настоящем инструменте. И это не игра как таковая, а первые шаги в будущее, от которых зависит весь дальнейший путь Человека. Взрослые же любят планы: бюджеты, KPI, отчеты о «покрытии» кружков. Как тут найти консенсус? От чего надо исходить в первую очередь — от желаний детей или возможностей государства? Давайте немного поговорим на эту тему.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Страна, где воспитывают гениев
Молодежь идет туда, где ей интересно — эксперт о Послании-2025
Мечты сбываются. Как косплей стал главным событием лета в Астане
Формула творчества
Итак, для начала оттолкнемся от небольшой и простой формулы. Хорошая политика, это когда планам позволяют дышать, а детей не загоняют в таблицы. В последние годы в Казахстане чувствуется стремление к именно такому синтезу: государство берет на себя роль не только распорядителя средств, но и «большого родителя», который помогает открыть двери и удерживать их открытыми для каждого ребенка.
Президент Токаев отмечает это прямо и неоднократно: «Дети — это будущее Казахстана… Государство создает все условия для всестороннего развития детей», — писал и говорил он в своих обращениях и поздравлениях, в том числе ко Дню защиты детей в 2025 году. Это не словесный жест или постулат, а полноценный политический курс. И чтобы понять и принять это, необходимо просто сравнить с тем, что было еще, скажем, 5-10 лет назад.
За последние годы картина поддержки детского творчества стала поистине объемной: новые центры, закупки инструментов, программа ваучеров для занятий. Автор этих строк на себе испытал такие возможности — все трое детей, как говорится, оказались при делах. Причем, в шаговой доступности от дома. Примерно так, по нашему мнению, устроено «большое родительство»: настоящий родитель строит дом, а государство создает инфраструктуру и оплаченную возможность.
Действительно, республиканские и муниципальные центры детского творчества открываются по всей стране, и такая картина не только в столицах. Более того, были примеры оформления гуманитарной и культурной помощи соседним странам, как, например, открытие Центра детского творчества имени Курмангазы, инициированного при участии Казахстана, а внутри страны, если внимательно читать новости в СМИ, это отображается в обновлении и запуске местных пространств, куда может прийти любой ребенок. Вы обращали внимание, какие детские площадки стали появляться в наших дворах?
Damu Bala как возможность
Еще один ключевой инструмент, о котором хотелось бы упомянуть отдельно, это программа Damu Bala. Если кто не в курсе, то это система ваучеров, которая позволяет детям 4–17 лет бесплатно ходить в кружки и секции: от музыки и рисования до робототехники и футбола. В 2025 году по программе было распределено более 90 тысяч ваучеров. И это факт, который уже меняет повседневную реальность многих семей. Платформа damubala.kz аккумулирует каталоги кружков, списки поставщиков и информацию для родителей о выборе направлений.
Но сама по себе инфраструктура является лишь условием и неким механизмом, а вот более важны качество и стабильность доступа. В ряде регионов фиксировались проблемы с переходом между платформами и необходимостью подтверждения выбора поставщика. Местные власти оперативно вводили переходные механизмы, однако вопросы с прозрачностью и качеством услуг остаются предметом диалога между родителями, администрациями и самими поставщиками услуг. К сожалению, встречались и случаи, когда системой пользовались нечистые на руку чиновники и сами руководители кружков, создавая списки «мертвых душ», причем, спрос в этом направлении всегда превышал предложение.
Но мы не будем сейчас приводить конкретные примеры и цифры — их, как мы отметили вначале, не очень-то любят сами наши дети. Здесь хотели бы обратить внимание на другое — на то, от чего надо исходить, в том числе, создавая различные программы и изыскивая на них финансирование. Важно понять (а кому-то — попросту вспомнить), что творчество как таковое — это не только хобби, а еще и способ сформировать мышление, гражданскую позицию и вкус к труду, к созиданию.
И вот здесь как раз-таки государство не просто инвестирует в кружки, а пытается войти в разговор о смыслах. В этом плане Токаев неоднократно подчеркивал необходимость прививать детям национальные и духовные ценности, заботу о культурном наследии, одновременно давая им инструменты для самовыражения: «Важно, чтобы каждый ребенок… чувствовал поддержку взрослых, был уверен в завтрашнем дне». Эти слова звучат как обещание: не оставить ребенка на произвол рынка искусства и развлекательных сервисов.
Что-то конкретное
Конкретные шаги дополняют риторику и те же громкие отчеты — впервые из госбюджета были выделены средства на закупку музыкальных инструментов для учебных заведений. Для кого-то это просто статистика или тот же квартальный отчет «об исполнении поручений президента». Но тут необходимо смотреть на это глазами самого ребенка. Вспомните истории, когда всемирно известные ныне музыканты или композиторы впервые получали свой первый инструмент.
Поэтому это не красивая цифра в табличке, а живой эффект: больше детей сможет впервые попробовать фортепиано или домбру в школе, а не ждать, пока родители купят. Тем более, далеко не все взрослые имеют такую возможность, а настоящий Талант, как известно, не выбирает, где ему воплотиться, по социальному принципу. Такие решения говорят о том, что государство понимает: чтобы зажглась искра, нужен не только учитель, но и инструмент.
Но, тем не менее, важен баланс. Государство, как «главный родитель», не должно превращаться в единственного режиссера детской жизни. Это, мягко говоря, неправильно. Главная задача его, как нам видится, это создание поля возможностей, а не предопределение судьбы. В идеале государственная поддержка должна работать вместе с семьями, школами, общественными объединениями и бизнесом, и вот тогда результат будет не формальным, а живым.
Даже самый внимательный родитель иногда ошибается. Точно также и программы с их бюджетами уязвимы к различным, скажем так, маневрам и несовершенствам. Упомянутая программа Damu Bala показала и сильные стороны, и «детские болезни» масштабной инициативы: смена платформ, не всегда понятные критерии отбора поставщиков и региональная разноообразность реализаций приводят к тому, что доступность в теории не всегда становится доступностью на практике. Нужно не стесняться признавать это. Но при этом и огульной критикой со стороны родителей тоже заниматься не стоит.
Надо понимать, что далеко не все чиновники и представители местных властей хотят заработать на этом или попросту «включают бюрократа», а также учитывать, что большинство программ в этом направлении автоматизировано — получил купон тот, кто вовремя подсуетился, а не ждал, когда все вакансии закончатся. Точно так же, пользуясь опытом, можно вносить и свои предложения. У нас, между прочим, есть несколько таковых. Если мы в чем-то ошибаемся или наши советы уже внедрены в жизнь, поправьте нас, пожалуйста, а пока вот что мы хотели сказать.
Советы и перспективы
Например, по нашему видению, должен действовать «Единый открытый реестр поставщиков». Речь идет об обязательной для доступа к программе информации о педагогах, лицензиях, отзывах родителей и, конечно же, максимально полной программы занятий. Это, как минимум, даст родителям понятный фильтр качества и снизит риск произвольных исключений. То есть, тут важно качество, а не охват.
С технической стороны важны плавные переходы при различных изменениях платформ. Ведь опыт 2025 года показал, что резкие изменения порождают всплески жалоб. Поэтому нужны гарантии сохранения ваучеров, четкие инструкции и переходный период — не менее одного квартала. На практике это внедрить не так сложно. К слову, в этом плане можно и нужно разработать механизмы оценки и обратной связи. Скажем так, делу не повредят регулярные опросы родителей, базовая система KPI по результатам и прозрачные отчеты для общественности. Это создаст доверие и культуру ответственности. Впрочем, сами родители должны со всей ответственностью отнестись к этому вопросу — не игнорировать подобные опросы, но при этом не выливать личные обиды на конкретных тренеров или руководителей кружков.
И, конечно же, важное значение имеют инвестиции в кадры и так называемое наставничество. Как нам кажется, надо производить финансирование не только кружков и секций, но и квалификации педагогов. Если коротко, то учить и воспитывать нужно и самих тренеров, в том числе и тому, как общаться с детьми. В общем, программа «наставник-мастер» с приглашением, скажем, профессионалов из креативной индустрии в регионы, даст результат быстрее, чем только техника и здания.
В любом случае, всем нам (а не только чиновникам и учителям) надо помнить, что целью является не выращивание «армии кружковцев», а возможность дать детям свободу пробовать, ошибаться, находить свое дело в своей стране. И в этом смысле государство выступает не контролером, а покровителем возможностей. Почти как та добрая фея, если мы говорим о детском мировоззрении.
В общем, когда государство берет на себя роль «большого родителя», нужен многосторонний договор доверия — семьи доверяют, что ресурсы попадут туда, где действительно помогают ребенку, государство — что семьи используют эти ресурсы в нужном направлении, общество — что вложения вернутся в виде счастливых, работоспособных и творческих граждан. Ну, а дети просто по своей природе доверяют всем, и очень важно, чтобы они не разочаровались в своей вере взрослым.
Как бы то ни было, уже сегодня мы видим плоды. Десятки тысяч детей получили шанс на занятия, появились новые центры, закуплены музыкальные и иные нужные инструменты, ребятишки получают награды на соревнованиях. Но, повторимся, что самый главный показатель — это не число кружков, а то, что через пять-десять лет из этих кружков выйдут молодые казахстанцы, готовые создавать, мыслить и нести ответственность за общую жизнь. Как сказал президент, забота о детях — это коллективный долг. И если государство действительно чувствует себя «главным родителем», значит, у страны есть шанс вырастить поколение, которое возьмет на себя эту ответственность.
Фото из открытых источников