Культура

Культурный сезон. Казахстан начал говорить с собой

Мурат Халилов

16.10.2025

Культура Нового Казахстана: весенний импульс и осенние ожидания

Кто о чем, а мы опять о делах культуры. И опять с точки зрения необходимости о ней говорить, хотя многие почему-то отодвигают ее на второй или даже третий план. Но в практическом срезе многое стало меняться. Можно, конечно, сравнить в тем, что было «при прежней власти» или даже с ситуацией двухгодичной давности, но мы возьмем полугодичный отрезок, чтобы не просто показать, что «что-то делается», а выявить тенденцию, в которой четко вырисовывается трио «государство – энтузиасты – общество». Есть, конечно, и проблемы, о которых мы тоже сегодня обязательно упомянем.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Без чего нас невозможно представить. Культурная дипломатия РК

Астана — библиотечная столица мира

Казахстан на книжной полке

Изменение стиля

Весна 2025 года началась с события, которое по праву можно считать знаковым для общественного климата страны — общенационального Курултая. Его повестка, казалось бы, лежала в политико-гражданской плоскости, однако один из ярких смыслов форума прозвучал именно в культурном измерении: речь шла о ценностях, преемственности, языке и ответственности за духовное пространство общества. И именно тогда добавилось уверенности, что культурная политика Казахстана выходит из стадии деклараций и переходит к фазе практических решений.

Для показательности начнем «сверху». За последние месяцы министерство культуры и информации стало едва ли не одним из самых деятельных ведомств в гуманитарной сфере. Об этом мы тоже говорили, поэтому повторяться не станем. Однако нельзя не отметить, что ведомство получило и стало на практике использовать возможность иначе выстраивать коммуникацию между государством и обществом, артикулировать темы, которые раньше оставались «в тени».

Весенне-летний сезон ознаменовался серией инициатив, направленных на поддержку творческих коллективов, региональных театров, киношкол и креативных центров. По линии грантового финансирования запущены десятки проектов — от документального кино до дизайна и этномузыки. Расширились программы мобильных гастролей, появились первые шаги по созданию сети креативных хабов в регионах. Откровенно говоря, улучшились коммуникации с гражданским обществом и СМИ, которые ранее, признаться, хромали.

На этом фоне особенно заметна системная работа ведомства, возглавляемого Аидой Балаевой. При всей деликатности ее публичного стиля именно она сумела придать министерству устойчивый темп, соединяющий традиционные формы культуры и современные форматы. Балаева не пытается «перекрасить» культуру в новые лозунги, а скорее аккуратно выстраивает баланс между классикой и инновацией, от музеев до цифрового контента.

Инициатива сверху и регионы

Одной из центральных тем последних месяцев стало развитие креативной экономики. Это понятие уже перестало быть модным словом — за ним стоят конкретные люди, мастерские, фестивали, дизайнерские бюро, анимационные студии. Государство начало воспринимать культуру не как расходную статью, а как инвестицию в человеческий капитал.

Тем не менее, энтузиазм участников этого сектора пока опережает инфраструктуру. На них, как известно, держалась отечественная культура все последние десятилетия. При этом следует признать, что в регионах не хватает площадок, образовательных программ, стабильных грантовых механизмов. Многие талантливые инициативы продолжают «сгорать» из-за отсутствия долгосрочного планирования. Здесь кроется одна из ключевых проблем — переход от событийного подхода к системному развитию отрасли.

Действительно, региональный вектор заслуживает особого внимания. Ведь жители (и журналисты) столиц и мегаполисов привыкли, что у них проводятся большие «культурные мероприятия», а как же быть тем, кто живет в областях и районах? Вместе с тем, за весенне-летний период несколько регионов предложили интересные примеры: фестивали этноарта, молодежные театры, новые формы сотрудничества между художниками и бизнесом. Это не просто локальные события, а выстраивающаяся тенденция, демонстрирующая, что культурная жизнь перестала быть монополией мегаполисов.

Да, министерство культуры делает акцент на вовлеченности местных сообществ, и это правильное направление. Однако здесь нужна более тесная координация с акиматами и общественными советами. Без реальной автономии и поддержки «снизу» региональная культура рискует остаться в положении «подведомственного сектора». Но мы это уже проходили — это может привести к стагнации в отрасли.

Есть куда стремиться

К слову, сейчас стала выявляться практическая польза от объединения культуры и информации в одном ведомстве. У нас часто менялась форма этого министерства, что порождало справедливую критику как от журналистского сообщества, так и от деятелей культуры (не говоря уже о гражданских активистах). Однако именно в последнее время проявился большой потенциал. Если мы говорим чисто о сфере культуры, то стало видно, что медиапространство начинает меняться. Может быть, не так быстро и качественно, как хотелось бы, но в эфире и в интернете появляется больше культурных тем, проектов о традициях, языке, современном искусстве. При этом остается вопрос качества и аналитичности контента. Культура — это не просто новостной повод, она требует интерпретации и профессионального разговора.

В этой связи логично ожидать от министерства не только грантов, но и формирования экспертных платформ, дискуссий, фестивалей, где звучат разные мнения. Ведь культурная политика — это, по сути, разговор общества с самим собой. Чем скорее мы все это поймем, тем лучше. Впрочем, есть и некоторые моменты, которые надо улучшать в практическом смысле.

Если говорить о вызовах и проблемах, то они вполне очевидны. Например, это так называемый недостаток системности. Согласитесь, ведь многие инициативы носят проектный характер и зависят от энтузиазма отдельных команд. При этом не хватает долгосрочных стратегий. А если говорить о регионах, то там наблюдается финансовая и кадровая «просадка». Местные учреждения культуры нуждаются в модернизации и обучении кадров.

Мы уже акцентировали внимание на, мягко говоря, недостаточной вовлеченности гражданского сектора. Проще говоря, потенциал общественных организаций, независимых экспертов и творческих объединений используется не в полную силу. И это обоюдная проблема – как общества, так и власти.

По традиции, мы не только критикуем, но кое-что и предлагаем. Так что может помочь решить эти и другие проблемы? Например, это введение системы долгосрочных грантов. Деньги, по нашему мнению, должны выделяться не только на какое-то событие или мероприятие, но и на развитие институций. К этому можно (и нужно!) добавить расширение программ повышения квалификации. Причем, долгосрочных программ, а делать это надо не формально, а с участием реальных практиков. Уже сейчас, не откладывая на период «до 2030 года» необходимо оказать поддержку креативным хабам как точкам роста в регионах. Ну и, конечно, надо развивать механизмы государственно-общественного партнерства в области культуры. Мы недавно говорили, что в этом направлении Минкультинформ при поддержке региональных акиматов делает немало, но нужно еще больше и точечно. Только это нужно делать не отчетности ради, но и для совместного планирования.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что сегодня казахстанская культура стоит на важном рубеже: между возрождением и системным обновлением. Государство сделало шаг (и не один), но теперь многое зависит от общества. Если общество начнет воспринимать культуру как часть своей жизни, а не как «внешнюю отрасль» или придаток, тогда усилия министерства и всех участников процесса приобретут подлинный смысл. В этом и есть главная надежда сезона.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Топ-тема