Так получилось, что новости культуры почему-то не вызывают особого интереса у читателей. Даже если они исходят от первых лиц государств и вплетаются в двусторонние отношения. Действительно, они могут представляться неким «довеском» к политическим и экономическим соглашениям между странами, но на самом деле несут в себе отдельное и важное направление. Какое? Давайте обсудим.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Астана — библиотечная столица мира
Книжный магазин — одно из ключевых понятий культуры
Давайте начнем со свежих событий, а точнее — одного события. Причем, сразу же отметим, что оно на фоне других как-то потерялось на втором и даже третьем плане. Между тем, Казахстанский культурный центр (а речь именно о нем), открытый в Пекине по инициативе президента Касым-Жомарта Токаева, который сам, образно говоря, и перерезал красную ленточку, стал явлением не только дипломатического, но и символического масштаба. В современном мире, где государства соревнуются в технологиях и экономике, именно культура дает то, что не измеряется в процентах ВВП. Она формирует образ страны, создает эмоциональный контакт и помогает нации быть узнаваемой в самых разных уголках планеты. Именно из этого, на наш взгляд, необходимо исходить.
Кроме того, новый центр — это не просто выставка редких экспонатов, от древних артефактов до произведений XX века, а пространство диалога и место встреч. Здесь будет действовать библиотека на четырех языках, кабинеты по изучению казахского языка, проводиться мастер-классы ремесленников и концерты. Китайские дети, берущие в руки домбру, или казахстанские мастера, обучающие искусству фетрового войлока — это живые образы того, как страны становятся ближе через культуру, а не только благодаря безликим подписям в сухих документах. Так мы действительно становимся понятней и родней друг другу.
Вообще, следует отметить, история международных и двусторонних отношений давно доказала, что без культурного измерения ни одна дипломатия не бывает устойчивой. На всех встречах лидеров звучат не только цифры контрактов и политические заявления, но и слова о доверии, дружбе, уважении к традициям. И это, подчеркнем, не формальность, а то, что принято называть неотъемлемой частью взаимодействия. Именно это стало основой «золотого моста», как назвал культуру Токаев, открывая центр в Пекине.
Да, Касым-Жомарт Кемелевич много внимания уделяет данному направлению, и за последние годы наша страна достаточно преуспела в нем. Министерство культуры и информации, между прочим, также сделало и делает немало. Однако надо отметить, что Казахстан в этом следует мировой традиции. Например, Франция десятилетиями укрепляет влияние через институты «Альянс Франсез», Китай активно развивает сеть Институтов Конфуция, Великобритания через British Council формирует особое отношение к своей культуре. Теперь и Казахстан, ведомый профессиональным дипломатом, встраивается в этот ряд, показывая, что наши наследие, язык, музыка, кино способны вызвать интерес далеко за пределами Центральной Азии.
Кстати, новый центр в Пекине — это далеко не единственный пример. Казахстанские выставки регулярно проходят в Европе, России, а также других странах СНГ. На них демонстрируются как археологические находки, так и работы современных художников. В Москве проекты Центра Tselinny из Алматы привлекали внимание арт-критиков, показывая, что Казахстан способен придать современное прочтение своему наследию.
Кроме того, гастроли наших театров и музыкальных коллективов тоже давно стали частью культурной дипломатии. Корейский театр Казахстана с аншлагом выступал в Южной Корее, а имя Димаша Кудайбергена известно миллионам зрителей по всему миру. Национальные фольклорные ансамбли участвуют в фестивалях от Парижа до Сеула, подтверждая: у культуры нет границ, если она несет подлинные и самые светлые эмоции.
Также добрые эмоции и гордость чувствуют сами казахстанцы. Более того, «экспорт культуры» заставляет нас самих лучше и глубже знать национальную историю, особенности многовековых традиций, учить и совершенствовать язык, в конце концов.
При этом важно, на наш взгляд, понять, что культура — это не приложение к экономике и не украшение политики, и уже точно не «довесок» к инвестициям. Это фундамент, на котором строится долгосрочное доверие. Именно поэтому в совместных заявлениях Казахстана и Китая (и не только Китая) все чаще звучат слова о культурных обменах и гуманитарных проектах. Не примите за сентиментальность, но, если политика и экономика несут с собой взаимную выгоду, а потому строятся на холодном расчете, то лишь культура дарит сердечную связь, помогает, образно говоря, влезть в кожу собеседника, «пройти путь в его обуви». Как говорит Леонид Парфенов, это «то, без чего нас невозможно представить, еще труднее — понять».
Вообще, у Казахстана и Китая уже имеется огромный товарооборот, совместные энергетические и транспортные проекты. Касым-Жомарт Токаев лишний раз напомнил об этом в своем Послании народу. Но будущее этих отношений во многом зависит от того, насколько близкими станут народы. Для этого и нужны культурные центры — они не измеряются в миллиардах прибыли, а создают атмосферу доверия и понимания.
И здесь важно подчеркнуть взаимность: в Астане уже работает культурный центр Китая. Такой обмен превращает культурную дипломатию в улицу с двусторонним движением. В результате укрепляется не только имидж, но и реальная устойчивость двусторонних отношений.
Культура всегда «работает» через конкретные истории. Китайские школьники, играющие на домбре; казахстанский мастер, обучающий детей резьбе по дереву; совместный концерт музыкантов — это то, что запоминается и становится эмоциональным якорем. Именно такие образы формируют то, что политологи называют «мягкой силой». Причем, эта «сила» теперь исходит и от нас.
В эпоху, когда государства соперничают за внимание мира, Казахстан делает ставку не только на ресурсы и геополитику, но и на культуру. А это значит, что у страны есть шанс быть узнанной и понятой — не как абстрактная точка на карте, а как живая цивилизация со своим голосом и своей душой.
В завершении еще раз резюмируем. Открытие культурного центра в Пекине — это приглашение узнать Казахстан. Но в символическом смысле это напоминание самим казахстанцам: культура — тот фактор, который делает нас видимыми и нужными миру. Политика и экономика могут меняться, а язык музыки, искусства и традиций остается универсальным. И если человек должен кушать, чтобы жить, то культура — это пища для души, без которой ни одна нация не выстоит. Не помним, кто это сказал, но в этом заключается суть.
Фото из открытых источников