Культура

Книжный магазин — одно из ключевых понятий культуры

Нурлан Исмагулов

28.07.2025

Казахстанские власти ищут формы вовлечения населения в процесс поглощения книг и литературного творчества

На днях в Семее состоялось открытие выставки «Мир Абая и Яссауи». Экспозиция включает в себя экспонаты из фондов музеев Абая Кунанбаева и Ходжи Ахмеда Яссауи: памятные вещи, музыкальные инструменты, фотографии и картины, оригинальные произведения представителей суфизма, рукописи, книги прошлых веков, включая рукописный Коран X века, переведенный на древнетюркский язык. Замечательное событие, связанное, и это очевидно, прежде всего с книжным наследием предков.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Казахстан на книжной полке

Squid Agency: поговорим о Цицероне

Гость из будущего. Книге «АЗ и Я» исполнилось полвека

Как и данная, так и многие другие инициативы, акции, программы министерства культуры и информации Казахстана направлены именно на издание и распространение книг. Здесь литература для детей и юношества, книги-альбомы, переводная и отечественная художественная литература, собрания сочинений, научно-популярная и познавательная, общественно-политическая, издания о культуре и искусстве, ноты. Все данные открыты на его портале. 

В этом году впервые был отмечен учрежденный по предложению общественности, поддержанной Касым-Жомартом Токаевым, Национальный день книги – призванный не просто обозначить, напомнить, а именно утвердить необходимость чтения, как основного элемента современной цивилизации. Разумеется, на таких праздниках нужно не только говорить о достижениях, но и о проблемах книжного дела, способах их исправления.

В СМИ много говорилось и говорится о развитии библиотечного дела в Казахстане, соответствующей работе с подрастающими поколениями в школах и на внеклассных мероприятиях, выставках-продажах, встречах с авторами и о много чем еще. Повторять нет необходимости. Тему интернета и книги оставим до следующего раза, она чрезвычайно актуальна, требуя отдельного анализа. 

Пока же очевидно, что казахстанские власти ищут формы вовлечения населения в процесс поглощения книг и литературного творчества. 

Так, в преддверии Национального дня книги, о котором упоминалось выше, министерство культуры организовало республиканский конкурс «Ұлттық кітап». Как заявила министр культуры Аида Балаева, анонсируя мероприятие, основная цель конкурса – обеспечение читательской культуры, содействие развитию казахской литературы и духовности, выявление лучших авторов книг, поддержка и стимулирование переводчиков, издателей и книжных дизайнеров.

Конкурс проходил по десяти номинациям, победителей в которых объявили непосредственно в первый казахстанский День книги. 

Поскольку у нас часто ищут примеры для подражания за границей, прибегая к международному опыту, хочется поговорить об одном не отечественном уникальном объекте, явлении, коммерческом проекте — все эти составляющие в нем присутствуют и живут. А именно о знаменитом Нью-Йоркском книжном магазине «Стрэнд». Он уникален не только воистину огромным ассортиментом и числом книг – 2,5 миллиона экземпляров новых, подержанных, редких книг – он уникален своим концептом.

Собственно, о концепте выше сказано уже самое главное. «Стрэнд» — это не обычный сетевой или тематический книжный магазин, где продаются новые (в буквальном физическом смысле) книги, как, например, у нас в «Меломане», «Книжном Городе», «Академкниге». Это не лавка букиниста, где можно найти подержанный томик прошлых лет. Это не антикварный бутик с редкостями. Это все вместе (и кое-что еще, о чем тоже немного будет сказано ниже). Сюда приходят ежедневно тысячи американцев и людей со всего мира не за новинкой, не за изданием прошлых лет, не за седой редкостью. Сюда приходят за нужной конкретному человеку конкретной книгой, а старая она, новая, редкая, какая-нибудь еще – не имеет значения. Имеет значение что, скорее всего, она здесь есть. Подобная идея книготорговли потрясает воображение, в ней самая суть взаимоотношений читателя и текста, исконное предназначение книги. В «Стрэнде» продаётся более пяти тысяч книг в любой из 365 дней в году, и читатели могут купить их на 30–40% дешевле, чем в других книжных магазинах. Даже цена на новые книги в «Стрэнде» на 20% ниже средней. В год магазин продает более 1,5 миллиона книг и столько же закупает. В год у там бывает около 1,5 миллиона покупателей. В этом-то и дело скорость оборота средств позволяет снижать цены.

Магазин за гроши приобретает экземпляры, которые библиотеки собираются убрать из своих фондов. За гроши же их продает. Уйти из «Стрэнда» с пустыми руками практически невозможно. «Стрэнд» превратился в одну из главных туристических достопримечательностей Нью-Йорка. Едут со всего мира. Здесь нет комфортной инфраструктуры, которую предлагают другие книжные. Сюда приходят не за особой выпечкой, кофейком и горами разноцветных жвачек. Посетители могут рассчитывать лишь на квалифицированную консультацию, связанную исключительно с книгами. Дальше обычная схема. Книги вы кладете в тележку и катите ее на кассу.

Это любимое место многих американских и мировых селебрити, интеллектуалов, художников. Молодежи модно назначать здесь встречи, сочетая, так сказать приятное с полезным. Селебрити тянет сюда как бабочек на свет. 

Далее цитата из эссе южнокорейского книгоиздателя и библиофила Кима Онхо: «Современное цифровое поколение становится все легче: и телом, и душой. Его представители слабеют, им все труднее выдержать тяжесть серьезного содержания и духовного веса бумажных книг. Мы должны принять чрезвычайные меры, чтобы воспитать наших детей сильными. Необходимо постоянно развивать силу духа и тела, чтобы легко поднимать тяжелые бумажные книги». 

Понятно, у нас вам не Нью-Йорк. Но почему бы нам не создать в Алматы микроскопический аналог «Стрэнда». Начать хотя бы с того, чтобы перестать путать книжную торговлю с бакалейной или игрушечной. Начать культивировать моду на интеллектуальность. Объединить новизну с букинистикой. А там как пойдет. Трясти, короче говоря, нужно. И не только министерству культуры и информации.

В букинист приходят за старой книгой, в обычный магазин — за новой. В магазин типа «Стрэнд» — за нужной, не имеет значения старая она или новая.

Фото из открытых источников


Нурлан Исмагулов

Топ-тема