Ритуалы, связанные с похоронами и поминками у казахов, являются, наверное, самым ярким синтезом различных религий. Как бы странно и, на первый взгляд, нелепо это бы не звучало. Причем, здесь мы видим не только смешение Ислама и Тенгрианства, но и других направлений мировоззрения. Многие из нас даже не задумываются над значением тех или иных ритуалов, даже хорошо зная их последовательность и догматику, даже не сомневаясь, что все делается по мусульманским обычаям. Как оказалось, далеко не все.
Действительно, несмотря на то что у большинства народов, особенно, исповедующих «мировые религии» с их многочисленными ответвлениями, много общего по части ритуальных мероприятий, имеются существенные различия даже среди единоверцев. Казахи здесь тоже отличились (в хорошем понимании этого слова). В чем именно?
Последний дом
Начнем, наверное, с чисто визуального – с кладбищ. У современных казахов существует три основных надгробных сооружения. Это мазар (кумбез), төртқұлақ (ограда в виде четырехугольника) и құлпытас (каменная стела). Есть, конечно, вариации, но это, подчеркнем, основные виды. При этом, лишь последний из них можно в какой-то мере называть «мусульманским», так как именно такие сооружения, вместе с простой каменной плитой, устанавливаются на могилах ортодоксальных магометан (арабов, если быть точнее). Кстати, у них очень редко встретишь роскошные надгробья, если не считать фамильные склепы высших слове общества и прославленных шейхов.
Однако традиция устанавливать құлпытас была на территории Казахстана еще задолго до прихода сюда Ислама. В некоторой мере (но без прямых параллелей) этому может быть свидетельством каменные балбалы, которые можно встретить на всей территории Великой степи, а начали они появляться еще в середине I тысячелетия до нашей эры. Кстати, кулпытасы позднего средневековья чаще всего встречаются в Северном и Западном Казахстане, а в Мангыстау их ставят до сих пор. В отличие от арабских или, скажем, чеченских надгробных стел, здесь можно увидеть не только надписи (данные о погребенном), но и рисунки-символы, которые могут рассказать о нем, чем он занимался при жизни. Например, корабль, швейная игла и даже магазинные весы.
Эпохой ранних кочевников (2,5 тысячи лет назад) датируются и прототипы мазаров – купольных надмогильных сооружений. Они были сделаны из сырцового и иногда обожженного кирпича, поэтому до наших дней практически не сохранились. Повторимся, здесь может быть некоторая схожесть, скажем, с купольными ритуальными зданиями (святилищами или мечетями), возведенными по исламским традициям, но это говорит лишь о том, что многие подобные сооружения просто имеют одни и те же более древние корни. Например – курганы и пирамиды, о чем мы как-нибудь в другой раз более подробно расскажем. Тоже самое касается надмогильных оградок. Они чаще всего четырехугольной формы, но встречаются также и шести-восьмиугольные. Можно с уверенностью сказать, что это отголоски более древних цивилизаций.
Если говорить в целом про кладбища, то у казахов (у кыргызов и некоторых других народов) есть одно немаловажное, но существенное отличие от всех остальных практически по всему миру. Вы никогда и нигде не встретите рассказов из казахского фольклора, в которых бы погост представлялся бы зловещим местом. Напротив, именно там обитали добрые духи – аруахи, о которых мы не раз говорили – помогающие даже чужестранцу, не говоря о родном кочевнике, который мог случайно или нарочно забрести на ближайшее кладбище.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Казахская демонология: Духи в помощь
Провожая «возвращенца»
Здесь стоит отметить немаловажную деталь. Многие, даже сами современные наши соплеменники, считают, что строить шикарные кумбезы – это, грубо говоря, «казахские понты». Да, в какой-то мере и по определенным личностям, так и есть, но для большинства это все же – дань уважения к усопшему. Может быть, это делается подсознательно, но главное, что это делается не для выделения среди живущих, а для удовлетворения ушедших.
Подчеркнем, что из всех синонимов смерти (как биологического акта) у казахов чаще всего используется «қайтыс болды», то есть «вернулся». Впрочем, у некоторых народов тоже есть схожие термины, но нужно отметить, что в прежние времена, когда умирал пожилой человек, то это было схоже с праздником – родные, близкие и друзья искренне радовались его возвращению (в Вечное Небо). Траур устраивался и оплакивание устраивались только, когда уходил молодой человек. Были некоторые различия, если он погибал в бою или же от болезни (или несчастного случая), но не такие противоречивые.
За последние 100-300 лет в Казахстане мусульманские обряды погребения во многом вытеснили доисламские (тенгрианские или другие). Некоторые из них адаптировались под национальные обычаи, как, например, по чтению Корана непосредственно на месте погребения и другим вещам. Безусловно, основные исламские догматы при похоронах соблюдаются, но скажем так – ортодоксальные мусульмане из Аравии или даже Турции сильно бы удивились, как это происходит в Казахстане.
Но много говорить о ритуалах этой части похорон не станем – в том числе, чтобы не вызвать лишних теологических споров. Просто скажем, что сам момент погребения у кочевников мог затянуться на два-три дня (у мусульман принято хоронить назавтра и лучше до полудня) – чтобы далеко живущие родственники могли успеть приехать и попрощаться с телом. Но, опять-таки, это зависело от географии и времени года (погодных условий).
Поминай и помни
Отметим, что в разных регионах страны поминки называют по-разному. Есть два основных термина – это «ас» и «қатым». Но, по существу, они не противоречат друг другу. Первое – это в большей степени накрытие поминального дастархана, а второе (слово «катым» имеет арабские корни – «хитам») относится к чтению заупокойных молитв.
Ас, как трапеза в честь «возвратившегося», безусловно, существует у многих народов и поддерживается практически всеми религиями (но лучше без алкоголя). Это важная ритуальная часть мероприятия, как в день похорон, так и через определенное время – через 7, 40 и 100 дней, а также через год и 9 лет. Впрочем, годовщину могли провести и «в удобное время» – нередко перенести на лето или раннюю осень. Это, как вы понимаете, делалось ради того, чтобы собрать больше гостей, а чем больше людей, тем аруах чаще будет вспоминаться добрым словом. Как мы говорили в прошлом материале, на такие мероприятия могли даже устроить скачки и другие яркие зрелища – чтобы и у живых этот день и этот человек подольше остались в памяти.
На поминках могли встретиться даже кровные враги, а нередко это даже было поводом для заключения перемирия. Это знали не только казахи, но и наши соседи, о чем отмечали в своих исследованиях. Ни о каких инцидентах или мало-мальском негативе в такие дни даже речи не могло быть – это невозможно было себе представить. По некоторым свидетельствам, одно из крупных восстаний 1916 года в Тургайской степи возникло из-за того, что мужчин попытались рекрутировать на тыловые работы, не дождавшись окончания отведения годовщины одного местного старейшины. В декабре 1986 года власти указывали проводить похороны и поминки жертв Желтоксана «без шума», но при этом не вмешивались в ритуалы (просто соглядатаев отправляли), а вот Жанаозен-2011 запомнился перевернутыми казанами с жертвенным мясом. Это было похоже на некий «контрольный выстрел» - теперь уже в родных погибших людей.
Поэтому даже чисто из политических (не говоря про человеческие и религиозные) соображений не стоит мешать проведению необходимых ритуалов. В любом случае, на 40-денвные поминки нужно приходить с зачехленными саблями…
Фото из открытых источников:
https://e-history.kz/