Алматы

29.09.2021

Да помогут нам духи предков!

«Аруақ қолдасын!» Это одно из самых позитивных и добрых пожеланий у казахов. Точно так же, как нет ничего хуже, чем услышать «Аруақ ұрсын!» – «Пусть покарают тебя аруахи!» Даже для многих «не казахов» не обязательно объяснять, почему так сложилось, однако все же следует уточнить некоторые моменты. Тем более, в последнее время наблюдается некоторый «уход от традиций», а отношение к духам умерших предков становится формальным. Поэтому следует произвести небольшую «перезагрузку».


Вообще, мы собирались подробнее рассказать о демонологии и мифологии у казахов, но сама тема эта выглядела бы, как исследовательский трактат времен соцреализма или, в лучшем случае, околонаучный доклад студента-старшекурсника. Но мы преследуем несколько другие цели – попытаться показать, как все это работало в повседневной жизни и довольно эффективно применялось на практике. При этом необходимо сразу же предупредить читателя не стремиться сознательно или подсознательно вешать на наших предков ярлыки мракобесия и (или) язычества – тут дело совершенно в другом, в том числе, в понимании прошлого, без которого, как известно, нет будущего, да и настоящее какое-то мрачноватое.

Это наиболее ярко выражается, когда речь идет об аруахах. Даже смысловой перевод – духи умерших предков – далеко не в полной мере отражает то, что вкладывает в это слово практически каждый казах. Почему «практически»? Во-первых, многие наши соплеменники, хоть и генетически переняли уважение к ним, но, следует признать, что делают это либо автоматически, либо от случая к случаю, не понимая сути. Во-вторых, наметилась тенденция к вытеснению таких традиций по религиозным и антирелигиозным мотивам. К слову, как отмечали практически все исследователи, включая Шокана Уалиханова (или даже начиная с него), вера казахов в аруахов, Тенгри и так далее, а также традиции и ритуалы, связанные с этой верой, вполне гармонично вписались в современные исламские традиции (в Казахстане).

Но это, как говорится отдельный разговор. Итак, «дух умершего предка» – это понятие, которые не в достаточной мере отображает отношение казахов к аруаху. Через почитание таковых прошли многие народы мира. В некоторых странах и регионах оно до сих пор осталось. Но везде это происходит по-разному, хотя при том же соцреализме было принято все объединять под «культом предков». Но культ в данном случае совершенно неподходящее слово – от него пахнет обвинениями в язычестве и мракобесии. На самом деле все глубже и тоньше.

В научном мире для развития какой-либо теории, кроме всего прочего, принято проводить сравнительный анализ. Как мы отметили в начале, этот материал не претендует на научный трактат, но мы все-таки немного используем этот метод – добавим немного сравнений, причем, не только с другими народами, но и с самим собой (по хронологии).

Если говорить о «классическом культе предков», то он часто выражался в сохранении в доме каких-то предметов, связанных с умершим предком, или даже его мощей. У казахов такого не была, а если и сохранялось что-то, то это в большей степени носило семейный и практический характер – например, оружие или предметы быта, оставшиеся от отца-деда-прадеда. Главное в почитании предков было и остается духовное начало.

Но казахи-кочевники умудрились синтезировать духовность и повседневную жизнь, а вера в аруахов носила (и в некоторой степени носит) вполне практический характер. В первую очередь, это связано с кочевым образом жизни, под который тенгрианство (как мировоззрение, а не классическая религия) подходило лучше всего. Впрочем, в Великой степи в разное время были разные религии – и зороастризм, и несторианство, и буддизм, и ислам. Вопреки сложившемуся мнению, были и соответствующие храмы, которые чаще всего располагались в городах. Но, подчеркнем, это зависело от времени – было это 500, тысячу или две с половиной тысячи лет назад. Если говорить о периоде ранних кочевников (государства времен Золотого человека), то тогда были распространены так называемые святилища, где проводились все большие ритуалы с участием жрецов и царей (они чаще всего строились в пределах, говоря по-современному, некрополей и могильников).

Принято считать, что тенгрианство, как религия, было и использовалось на, скажем так, государственном уровне, а на бытовом был «культ предков». Это небольшое заблуждение – на самом деле, как нам видится, был тот самый синтез общего и личного, духовного и материального, прошлого и настоящего. То есть жрецы и цари вполне могли взывать к помощи аруахов, а практической частью при этом занимались шаманы. Но тут вопрос в другом. Многие народы и их предки прошли через тенгрианство и почитание предков, но почему-то именно у казахов это выражается наиболее четко. Почему?

В первую очередь, как было отмечено выше, это зависело от кочевого образа жизни. Но есть и другой аспект. Он основывается на другой вековой традиции казахов – это шежире. Понятно, что оно в той или иной мере существует и у многих других народов, в том числе наиболее близких по крови и духу, но не нами было отмечено, что именно у казахов отношение к родовому генеалогическому древу наиболее распространено.

Таким образом, сочетание знания конкретных имен своих праотцов до седьмого колена (фактически, это на 200 лет назад) с «культом предков» придает и тому и другому особое значение. Эти два направления, аруахи и шежире, с одной стороны, дополняют друг друга, но, по сути, являются одним целым – и именно от этого нужно отталкиваться в научных исследованиях или школьных докладах для ликбеза одноклассников.

В этом, как нам кажется, заключается главное направление, по которому следует воспринимать и понимать с вами сегодняшнюю тему. Но правильное восприятие и понимание – это лишь часть дела. Немаловажным является и практическое применение этого, причем не только для казахов – ведь, несмотря на то, что именно у казахов восприятие аруахов находится «на особом уровне», духи ушедших родственников покровительствуют своим земным потомкам, независимо от национальности, сексуальной принадлежности, политических взглядов и вероисповедания. Или почти независимо. По крайней мере, понятие «ангел-хранитель» всем понятно и в особых пояснениях не нуждается. Просто нужно верить и просить. Конечно, можно не верить и не просить, но, в любом случае, не стоит игнорировать или критиковать веру других.

Вообще, по аруахам и их месту в нашей жизни можно сделать целый цикл статей – тема, действительно, широка и интересна. Но пока остановимся на сказанном. Добавим лишь то, что сами аруахи тоже делятся по «силе». Принято читать, что у известных батыров, акынов, ханов и так далее духи были сильнее, и они могли покровительствовать целым народам, а не только отдельным прямым потомкам, как «обычные» аруахи. Просто надо не только гордиться своими предками, но и стараться делать так, чтобы они тобой гордились.


Мирас Нурмуханбетов

Редакция


Елтай Давленов

Нур-Султан


Полат Джамалов

Президент московского фонда «Казахская диаспора»


Серік Ерғали

Нур-Султан


Марат Исабаев

Алматинская область