Сегодня реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни, и даже в повседневном быту мы сталкиваемся с ней чуть ли ни каждую минуту. Стоит только взять гаджет в руки и открыть любое приложение — реклама в буквальном смысле слова полезет изо всех щелей. А ведь прошло не так много времени с тех пор, когда реклама воспринималась как увлекательное телешоу или чтиво, сравнимое разве что с анекдотами или комиксами. Но всегда неизменным оставалось одно — реклама была двигателем торговли, неважно, государственной или частной продукции.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Сложности аренды. Креативное пространство для Лилии Рах
Доигрались: казахстанские дети застряли между двух миров
Ниже плинтуса. Как повысить уровень английского в РК
Мы взяли несколько газет с 1984 по 1994 годы и посмотрели, что, и главное, как рекламировали на сломе исторических эпох.
Любопытно, но когда-то в рекламе нуждалась сама реклама! Ведь в советское время не каждый правильно понимал ее назначение. Посему даже в газетах мастерству рекламы посвящали целые статьи. Неудивительно, ведь ранее рекламой занимались государственные производственные объединения, тресты и т.д. И лишь в 1990-е с развитием кооперативного движения делать рекламу стало возможно и простым людям.
В Советском Союзе далеко не в первую очередь думали о спросе и предложении, размещая рекламу в газетах. Чаще это было лобовое выполнение госзаказа. Вместе с тем уже в предперестроечные годы государственная реклама отличался своего рода креативом — если обратить внимание на верстку, то она в таком виде вполне сносно дошла и до наших времен.
Цветной телевизор, магнитофон, видеодвойка (подросли целые поколения, даже не понимающие, о чем идет речь) в 1990-е слыли признаком достатка и крутизны. Что говорить, если за них отдавали даже антикварные монеты. Впрочем, еще десятью годами ранее первые советские видеомагнитофоны «Электроника» стоили советскому человеку годовой зарплаты. А уж фирменная Toshiba по стоимости состязалась с «Жигулями».
Сегодня для романтических объявлений имеются десятки сайтов и приложений - а уж слово «Тиндер» стало и вовсе нарицательным. 30 лет назад поместить в газете такое романтическое объявление было чуть ли ни последним шагом отчаяния. Однако если учитывать популярность «Каравана» среди алматинцев в 1990-е, то и шансы влюбленной девушки были не так уж и невысоки.
Весьма часто в газетах того времени рекламировались секции восточных единоборств. В конце 1980-х в СССР начался бум моды на эти виды спорта. До этого мы знали лишь каратэ, дзюдо и самбо. Причем одно время за незаконное преподавание каратэ существовала уголовная статья. В конце 1980-х чуть ли не в каждом втором подвале открывались секции: ушу, джиу-джитсу и прочих единоборств. Востребованность их была колоссальная: отдать сына в такую секцию стало признаком «крутизны». Впрочем, тут роль играла и общая обстановка в стране — криминогенная ситуация заставляла многих беспокоится за жизнь и здоровье близких.
В Советском Союзе параметры красоты не сильно отличались от параметров капиталистического Запада. Профессии «модель» еще не существовало — официально она называлась «демонстратор одежды» или «манекенщица». Но сути это не меняло — интерес у противоположного пола они вызывали всегда. Да и в советское время девочки стремились в эту профессию и без навязчивой и глянцевой рекламы, как в наши дни.
Система принуждения в сельском хозяйстве в начале 1990-х уже дала сбой. Уходили в прошлое трудовые десанты, поездки на картошку и на овощебазу, поэтому единственным стимулом привлечь рабочие руки на уборку урожая могла стать лишь оплата натурой. Что в условиях продовольственного кризиса конца 1980 – начала 1990-х было весьма и весьма кстати.
Реклама продовольственных товаров в СССР также имела свою цель. Понятно, что дефицитные товары, за которыми выстраивались очереди, в рекламе не нуждались. Но и скромный советский рацион тоже нужно было как-то разнообразить. Поэтому часто на последних страницах рекламировались либо неходовые товары, не пользующиеся спросом у советских граждан, а также рецепты блюд, которые можно было приготовить из доступных продуктов. То же самое касалось и бытовой техники, за «Горизонтом», «Тошибой» и «Панасоником» очередь выстраивалась на несколько лет вперед. А отечественные телевизоры, которые считались у советских людей «отстоем», пылились на складах. Но сбывать их тоже куда-то нужно было. В основном свое последнее «прибежище» старые телевизоры типа «Садко» находили либо на кухнях, либо в спальнях.
В 1980-е годы телеменю было не таким роскошным, как сегодня. Хотя уже тогда каналы могли щелкать. Помимо «ЦТ», «Второй общесоюзной программы», казахстанцы могли смотреть «Казахстан-ТВ» и городской телеканал «Алатау». Некоторые телеприемники транслировали и передачи киргизского телевидения. И даже существовал определенный спрос на его настройку.
То, что сегодня покажется нелепицей или курьезом, как, к примеру, объявление об открытии нового пункта приема стеклотары, в 1980-е не было чем-то необычным. Тогда любая новая торговая точка — причем неважно чем торгующая — воспринималась как событие. Таковыми их делал товарный дефицит. Вместе с тем, к примеру, дефицит книг как нельзя лучше стимулировал «читабельность» населения. Еще в 1970-е годы стартовала всесоюзная кампания по сбору макулатуры и обмену ее на дефицитные книги. Подобная практика существовала до конца эпохи социализма. Сегодня ее пытаются возрождать, но пока безуспешно.
В 1990-е чемоданные настроения стали очень распространены. Одними из самых востребованных направлений были тогда Германия и Израиль. Тогда же после десятилетий государственного антисемитизма официальные и уже появившиеся коммерческие газеты запестрили рекламой израильских агентств помощи соплеменникам. А, к примеру, в «Караване» за возможность получить работу в Германии могли отдать чуть ли не самое последнее.
Одной из самых запоминающихся торговых марок 1990-х была, конечно легендарная «Бутя». Начинающий и тогда еще не помышлявший об оппозиционной политической деятельности Булат Абилов прославился лизингом немецких и японских автомобилей, торговлей модной одеждой, оргтехникой, да и вообще всем чем можно. В конце 1990-х его детище будет на самом пике своей активности и даже пару раз обозначится в качестве спонсора легендарного «Поля чудес» на Первом канале. Потом Абилов займется своей политической карьерой, вокруг его детища начнутся коррупционные скандалы, но «Бутя» навсегда станет именем нарицательным, ассоциируясь с политиком.
В начале 1990-х в буквальном смысле весь бывший советский народ вышел на улицы торговать. Торговали все: от академиков до уборщиц, и всем — от кипятильников и гвоздей до шуб и духов. И ярчайшим памятником тому времени стали рекламные объявления тех лет в «Караване». Купить читателям предлагалось все, что можно. По слухам, «Караван» для сбыта облюбовали и воры-домушники. Ведь размещение рекламы в «Караване» славилось своей доступностью и дешевизной, а ассортимент товаров нередко наводил на мысль об их сомнительном происхождении.
Объявления в рубрике знакомств в 1990-е расцвели пышным цветом. Начавшись еще в 1970-е годы в Прибалтике, мода знакомиться через газету постепенно накрыла весь Советский Союз. А в первые годы независимости это стало очень модным, причем нетолько среди одиноких людей. Если обратить внимание, то дипломатичностью авторы писем не страдали. Толстых, жадных и злых заранее просили не беспокоится, а некоторые и вовсе предпочитали иметь дело только с сиротами.
В 1990-х рекламу активно использовали и для того, чтобы пропиарить приватизацию. Тогда никто не понимал, что означает это красивое и непонятное слово. С рекламных плакатов народу подробно рассказывали, что отныне они могут иметь свою долю от государственной собственности и всячески призывали скупать приватизационные чеки, которые тогда вслед за Россией у нас тоже стали именовать ваучерами. Через несколько лет стало понятно, что государственная собственность раздается во вполне конкретные и определенные руки и имидж приватизации уже не могла спасти никакая реклама. Приватизация в народе стала метко именоваться «прихватизацией».
Глядя на эти объявления можно удивиться: для кого-то это было буквально вчера, а для кого-то эти объявления сродни наскальным петроглифам глубокой древности. Хотя одно можно сказать точно — даже не листая материалы о политике или экономические обзоры, из этих объявлений можно гораздо лучше понять, как и чем жил народ.
Фото из открытых источников