Несмотря на продвигаемую государством концепцию трехъязычного образования и все большую международную интеграцию экономики Казахстана, уровень владения главным международным языком по сей день находится на довольно низкой планке. В чем же причина?
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Позволь смиренно преклонить колени…
Комфортная школа: прорыв в образовании или путь с препятствиями?
Данными, свидетельствующими о ситуации, поделились эксперты Международной языковой академии EDU Stream. Рейтинг определяется в рамках программы EF English Proficiency Index (EF EPI). EF EPI — это стандартизированный тест, отражающий навыки чтения и восприятия иностранной речи на слух. Соответственно, в данном тесте не проверяются такие способности респондента, как разговорная или письменная речь. Целью EF EPI является определение, каким из шести уровней владения английским языком (в соответствии с классификацией CEFR — Общеевропейские компетенции владения иностранным языком) обладает человек. Согласно результатам тестирования, страна попадает в один из рейтингов по уровню знаний английского языка:
- очень высокий – индекс более 600;
- высокий – индекс 550–599;
- средний – индекс 500–549;
- низкий – индекс 450–499;
- очень низкий – индекс ниже 450.
Наши граждане на протяжении тринадцати лет участия в данном рейтинге набирали 412–447 баллов, что говорит о низком уровне владения английским языком. Это означает, что соотечественники, участвовавшие на этих тестах, могут на английском языке рассказать о себе (имя, возраст, страна), понимают простые символы, способны понять и дать указания иностранному туристу.
Стоит отметить, что подобные исследования проводятся ежегодно, поэтому такая тенденция сохраняется в течение не одного года. При этом все-таки есть и положительный момент — уровень владения языком не снижается, но и о повышении его говорить пока рано. В чем же причина таких показателей?
«Учитывая, что согласно новой программе образования английский язык изучается с третьего класса, а не как ранее с первого, то необходимо сделать три часа в неделю. В данное время школьники изучают английский язык два часа в неделю, что является недостаточным для изучения того объема, который подразумевает программа, – считает генеральный директор Международной языковой академии EDU Stream Наталья Мухамеджанова. – Для качественного улучшения ситуации необходимо ввести требования к уровню английского языка у учителей, которые его преподают. Если учитель работает в старших классах, а программа предполагает выходящий уровень школьника B-2 в 11 классе, то, соответственно, у учителя уровень языка должен быть IELTS-7 минимум».
Разумеется, что данное требование, учитывая кадровый дефицит в школах, применяется далеко не везде и не всегда. Также, по мнению экспертов, необходимо повысить уровень методики у учителей английского языка. К сожалению, многие учителя преподают по старой методике, которая не ориентирована на развитие навыков речевой деятельности.
«Изучался опыт стран, где английский язык на высоком уровне. И залог хорошего владения языком кроется в двух причинах: первое — это высокие требования программы обучения. Например, в таких странах, как Австрия, английский язык входит в экзамен выпускников Matura и требования достаточно высокие и соответствуют европейской шкале. Второе — высокая мотивация родителей к тому, чтобы их дети учили английский язык. Помимо экзаменов, которые дети сдают в школе, например, в Греции, школьники сдают международные уровневые экзамены и активно принимают участие в международных олимпиадах. У нас же, наоборот, запретили платные конкурсы, олимпиады и экзамены в школах», — рассказывает Наталья Мухамеджанова.
При этом стоит отметить, что коммуникативные способности современных детей намного выше, чем у старшего поколения. Они с детства растут в условиях свободного доступа к информации на разных языках. Здесь заключаются как преимущества, так и недостатки. Доступ к гаджетам, где все переводится одним нажатием на экран, часто снижает планку интеллектуальной работы для детей. Плюс ко всему — развитие искусственного интеллекта еще более обостряет этот вопрос. Попросту говоря, если преподавать по старым лекалам, то все усилия просто пойдут прахом — задания в школе будут решаться усилиями новых технологий и искусственного интеллекта, а навыки детей по-прежнему останутся на низком уровне.
«Отечественные учителя должны в срочном порядке максимально ответственно поднимать свой уровень английского языка, свою функциональную грамотность, читательскую грамотность, совершенствовать свои методики и информационно-коммуникационные технологии. Нужно честно признать, что мы сегодня этот показатель во многом дотягиваем до современного ребенка. А нам нужно самим меняться, иначе с вызовами будущего мы просто не справимся и не воспитаем конкурентоспособную в мире молодежь», — подытожила Наталья Мухамеджанова.
Фото из открытых источников