В этот день в школах страны будет много цветов, речей. И это правильно, потому что все наше знание о мире, окружающим нас, начинается со школы. И когда «уйдем со школьного двора», «для нас всегда открыта в школе дверь». Многие наши увлечения, интересы берут начало с тех школьных уроков, когда учитель сумел заронить искру знаний, жажду узнавать новое.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Комфортная школа: прорыв в образовании или путь с препятствиями?
Нашу семью со школой связывает многое. Папа преподавал историю, сестра русский язык и литературу, а позже много лет руководила школой. И потому в День учителя букеты цветов были и в нашей семье. Но главное то, как воспринимали своих учителей их воспитанники. Когда папы не стало, одними из первых к нам приехали его бывшие ученики. А позже депутат Верховного Совета XII созыва Мараш Нуртазин взахлеб рассказывал коллегам, что интерес к истории пробудил в нем наш папа.
Но сама я, к стыду своему, могу назвать только несколько имен из школьной поры. Спасибо директору школы Семену Петровичу Шкаренко, который вел у нас в старших классах уроки русского языка. Благодаря учительнице физики Марии Федоровне Сиденко стала читать книги о физиках-ядерщиках. Ну и наш классный руководитель Николай Романович Каменев, который возился с нами, как наседка, за что ему огромное спасибо!
Да, мне не так повезло в школе с учителями. Но зато у нас был дружный класс, и мы до сих пор ищем друг друга, общаемся, хотя уже столько лет прошло после окончания школы.
В то же время мне повезло на педагогов в университете в Свердловске, ныне Екатеринбурге. И первыми хочу назвать Владимира Валентиновича Кельника и Дмитрия Павловича Вовчка. Владимир Валентинович преподавал у нас зарубежную журналистику и был моим руководителем по диплому. Ох, если бы все научные руководители так относились к своим дипломникам! Человек огромной эрудиции, Владимир Валентинович постоянно подсказывал, что еще нужно прочитать, чтобы лучше раскрыть тему диплома. Как следствие, защита прошла хорошо. И подобным образом он относился ко всем студентам.
Дмитрий Павлович Вовчок — блестящий знаток русской словесности. Преподавал стилистику. При первом знакомстве с нашим курсом он всех назвал по фамилии, а меня по имени, при этом смягчив «у» на «ю». Очень жаль, что позже кафедральные дамы «съели» его, и он вынужден был уйти в пединститут. А ведь многие из этих дам были ученицами его отца.
В пединституте Дмитрию Павловичу было тесно и скучно. Он писал мне, что в каждой аудитории важно присутствие и мужчин, и женщин. И напомнил слова Чехова, что без мужского общества женщины блекнут, а мужчины без женского — глупеют. И Дмитрий Павлович был прав. В те времена, когда он преподавал в пединституте, 99% студентов там были девушки и им неинтересны были все эти тавтологии, плеоназмы, о которых с таким азартом рассказывал Дмитрий Павлович.
Мои преподаватели в Свердловске были людьми высокообразованными людьми. И так здорово, что позже в КИМЭП встретились такие же. Лайык Амирович Байдельдинов (вечная память ему), Сергей Федорович Ударцев, Виктор Александрович Малиновский — каждый из них не только на высоком уровне читал нам лекции, но и оставил свой след.
Счастливы те люди, которым встретились в школе и позже люди, каких они смело могут назвать учителями, и вслед за Некрасовым сказать: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»
Конечно, людей, подобных неистовому Виссариону Белинскому, которому Николай Некрасов адресовал свое стихотворение, сегодня вряд ли найти. Но сколько их, безымянных, благодаря кому появляются новые таланты, новые имена в науке, культуре…
Мы ведь так и не знаем, откуда у рязанского мальчика Сергея Есенина такая тяга к поэзии, которая и сегодня нас трогает, цепляет. А ведь наверняка был тот самый учитель, который заметил дар мальчика и направил. Это я о том, что сегодня десятки тысяч учителей остаются безымянными, хотя именно они вносят свой вклад в развитие и становление сотен казахстанцев.
Сейчас, по официальным данным, в школах страны работает больше 340 тысяч учителей, подавляющая часть которых — женщины. Среди них и моя племянница Бакыт Хайруллаевна Жахина. От своего деда — нашего папы — она переняла умение преподносить свой предмет так, что любому ученику казахский язык становился близким. Сегодня она трудится завучем по воспитательной части в 10-й общеобразовательной школе Караганды. И в субботу будет отмечать свой профессиональный праздник.
Учеников становится все больше, а учителей не хватает, несмотря на то что каждый год из институтов выпускается почти 40 тысяч человек. К сожалению, в школы идут работать единицы. Учителей остро не хватает в моей родной Карагандинской области, Атырауской и Алматинской областях, особенно на селе. Видимо, нужно внедрять новую государственную политику и в области подготовки педагогических кадров для школы, и поддержки молодых учителей. Беспроцентный кредит в банках на покупку жилья — один из видов такой поддержки молодых учителей.
И если у каждого учителя найдется хоть один благодарный ученик, то, значит, их усилия не зря потрачены. С праздником!
Фото из открытых источников