С приближением нового учебного года у учителей и чиновников от образования начинается «нервный месяц». Не менее нервов уходит и у родителей — особенно тех, у кого несколько детей-школьников. Государство и волонтеры в этом плане помогают, как могут, но нередко сталкиваешься с порой необъяснимой инертностью мам и странным безразличием отцов. Не посчитайте эту публикацию субъективной или, тем более, оправдывающей государство, но давайте взглянем правде в глаза. Может быть, тогда по-другому будем смотреть на все то, что начнется 1 сентября.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Ключ к развитию: о проекте «Комфортные школы»
Безопасность детей в летние каникулы: забота о будущем
Допарились — как Казахстан решил очиститься от вейпов
Среди педагогов существует поговорка «Как к учебному году подготовишься, так его и проведешь». Поэтому учителя с многолетним опытом уже не просто привыкли к неизбежному, но и воспринимают это в позитивном ключе. За август предстоит сделать многое – принять новые учебники и учеников, расписать план уроков на первые месяцы, ознакомится с методичками и еще много-много чего сделать. Это сродни работе крестьянина перед полевым сезоном. Но, в отличие от земледельцев и животноводов, педагоги сталкиваются с тем, что непредсказуемо и действительно может сильно навредить нервной системе — это родители.
Не откроем тайну, что нынешний родительский состав практически всю ответственность за своего ребенка возлагает на школу. При этом он выбирает себе (именно себе, а не ребенку) лучшего учителя, а потом требует с него, чтобы тот занимался только его чадом, а не 33 другим ученикам в классе (а есть и больше). Потом, в течение учебного года, обвинять педагога в плохих оценках, недостатке внимания и, конечно же, в плохом поведении ребенка, а точнее — в жалобах на таковое.
Но мы сегодня не об учителях, хотя, объективно, к ним тоже есть претензии. С конца июля мы пристально следили за новостями, касающимися образования. Если коротко, то государство много чего сделало и делает для достойной учебы наших маленьких граждан. Так, неделю назад мы рассказывали о продвижении проекта «Комфортная школа». Кроме этого, специальная программа Фонда Всеобуч охватила в этом году более полумиллиона школьников, выделив адресные гранты их родителям. Также развертываются такие проекты, как «Дорога в школу» и «Социальный кошелек», которые тоже призваны помочь малообеспеченным и многодетным семьям. Много чего делают также отдельные некоммерческие организации и гражданские активисты, организовывая помощь нуждающимся — для них собираются пакеты с ранцами, школьными принадлежностями и сладостями.
Но оказалось, что есть такие, которые хотят, чтобы уполномоченные органы и волонтеры сами их разыскивали — тут стопроцентно подходит поговорка «Хлеб за брюхом не ходит». А ведь подать соответствующую заявку не составляет никакого труда. Нужно просто обратиться в специальные чат-боты в социальных сетях, написать в акимат или районо или просто подняться и сходить в свою школу, где тебе все объяснят и помогут заполнить документы. Но такие горе-родители если и обращаются, то к определенным активистам, чуть ли не требуя от них, чтобы они все сами сделали и до дома доставили. Что еще более непонятно, так это то, что мамы просят не называть их фамилии. Отцы же вообще отстранены и считают ниже своего достоинства заниматься подобными «мелкими» делами.
Мы, конечно же, не обобщаем, но анализ ситуации, публикации в СМИ и соцсетях, а также личный опыт показывает, что это далеко не единичные случаи. Впрочем, в этом плане можно сказать — это их проблемы, а в Казахстане, объективно говоря, очень даже неплохие законы в этом плане и вполне доступные программы для получения адресной социальной помощи (АСП). Но есть и другое проявление подобной родительской, мягко говоря, отстраненности.
Она в полной мере будет проявляться уже в течении учебного года. Наверное, с нами согласятся многие читатели, у которых в WhatsApp есть «родительские чаты». По одним делам они трезвонят круглые сутки, но когда речь заходит, скажем, о сборе денег, то большинство мгновенно «ловят тишину». В данном случае мы не о жадности, а о том, что в этих сборах нередко проявляется либо коррупционная составляющая, либо обход «санкций», запрещающих подобные сборы. Лишь редкие родители начинают возмущаться, а многие просто молчат, боясь ответной реакции, которая может плохо отразиться на их ребенке.
Тут самое время вспомнить про пресловутый родительский комитет. Туда мало кто горит желанием попасть — якобы у всех работа, домашние дела и так далее. Большинство, следует признать, просто говорит — вы там сами решите, а мы подпишем. Это можно было назвать инфантильностью, но мы лучше избежим навешивания ярлыков, тем более, инфантилы-профессионалы могут обидеться за такое сравнение. Тоже самое и с родительскими собраниями. Давайте признаемся, сколько раз вы (мы) ходили на такие собрания в прошлом году? Вот-вот…
А ведь это не комсомольское собрание (если помните или знаете, что это такое) или что-то в этом роде. Тут речь идет о ваших (наших) детях, а не каких-то абстрактных ребятишках, об их дальнейшей судьбе, времяпровождении в школе, его учебе и, в конце концов, становлении личности. Впрочем, не будем уходить в лирику или давить на моральные аспекты — тоже личное дело каждого. Но есть и некоторые правовые моменты.
Например, существует установленный законом и подзаконными актами механизм прямого контроля родителями всего того, что происходит в школе — начиная от качества обучения и заканчивая расходами бюджета фондов. Речь идет о так называемых школьных советах. Мы понимаем, что нередко бывает, что они формируются так, чтобы были удобны дирекции — не без этого. Но такое происходит, опять-таки, от инфантильности (пусть будет так) самих родителей. Есть немало примеров, когда такие советы не только контролировали расходы фонда школы или организовывали по-настоящему добровольные субботники, но и могли поменять директора.
А ведь школа — это микромодель государства. Совет в нем исполняет роль парламента, и в его руках даже больше полномочий, чем у того же мажилиса с сенатом вместе взятых. Безусловно, можно изливать возмущение «сбором на шторы» на кухне перед мужем или даже в родительских чатах. Никому не запрещено писать гневные посты о невкусной еде в школьной столовой в социальных сетях. Можно даже набраться смелости и обратиться в СМИ по тому или иному поводу. Это даже можно как-то воспринять за гражданскую активность. Но ведь есть и другие рычаги, а именно — этот самый школьный совет, который, еще раз напомним, обладает многими правовыми возможностями, которые закреплены законодательно. И вот через него лучше всего действовать, обращаясь и в прессу (для журналистов это будет даже солиднее), и в районо, и в горакимат, и даже в прокуратуру, если есть необходимость.
В общем, родительский контроль — это очень сильная и мощная вещь. Но только нужно хорошо понимать и осознавать, в какую сторону эту силу направлять, а заодно помнить, что ваш ребенок может быть прав не всегда. Но это так, к слову.
Фото из открытых источников