Остается месяц до начала нового учебного года и вполне логично появление рапортов на уровне правительства и местных властей о сдаче новых школ и прочих достижениях. Они, безусловно, заслуживают похвалы и попадания в новостные ленты. Однако умудряются превратить свои достижения в банальные цифры, а коллеги-журналисты перепечатывают их скучные релизы. На самом деле это большой прорыв, причем не только в сфере образования, но и экономики, социально-бытовых отношений и даже политики. Иногда, в первую очередь — политики. И вот почему.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Безопасность детей в летние каникулы: забота о будущем
Эволюция современного общества Казахстана: взгляд на переменные
Допарились — как Казахстан решил очиститься от вейпов
Для начала немного официальной информации, подхваченной нашими коллегами. Итак, на прошлой неделе сообщалось, что «комфортные школы» сдают раньше срока. В частности, 21 объект откроется уже в августе, 18 школ — в сентябре, 58 — в октябре, и еще 112 — до конца года. Также в стране возводят 85 школ за счет различных источников финансирования, из них восемь уже ввели в эксплуатацию, а свыше 30 планируют построить до начала нового учебного года.
К источникам финансирования мы еще вернемся, а пока напомним, что все начиналось с президентских инициатив. Вообще, Касым-Жомарт Кемелевич стал обращать внимание на проблему с дефицитом школ еще при первом президентском сроке. При этом, он прямо указывал на это местным органам власти, которые, возможно, не знали о том, что в их регионах дети учатся в три смены, сидят по 40 человек в классе, причем, в старых, а зачастую аварийных учебных заведениях.
Кое-что, конечно, делалось, хотя результат далеко отставал от спроса. Тут явно надо было что-то в корне менять. В сентябрьском Послании народу Казахстана 2022 года президент, кроме прочего, впервые заявил о проекте «Комфортная школа», который предусматривает создание дополнительных 800 тысяч ученических мест. При этом, подчеркнем, поручение было отдано — не просто «понастроить» школы, но создать современные и максимально удобные для учеников и преподавателей условия.
Также надо учитывать, что общее число детей школьного возраста — это величина переменная (в сторону увеличения, конечно). Поэтому разработчики проекта, что называется, значительно расширили фронт своей деятельности. Учитывались разные аспекты, начиная с мест расположения новых школ и заканчивая их оснащением. Это тот самый комплексный подход, который, кроме прочего, может превентивно решать проблемы, обязательно возникающие по мере реализации практически любой программы.
Да, могут возникать определенные сложности по местам расположения новых учебных заведений и дошкольных учреждений. Эта проблема актуальна особенно для больших городов, где частные застройщики буквально нашпиговывают выделенные места «человейниками», а вот о школах, мол, пусть акиматы заботятся. В этом направлении кое-что начало делаться, но, признаться, хотелось бы, чтобы местные власти действительно совершали превентивные шаги. В конце концов, не всем же должен президент заниматься.
Касательно качества и оснащения школ — можно только позавидовать нынешним ребятишкам. Даже если сравнивать с тем, что строилось лет 5–10 назад, создается ощущение, что все новые школы автоматически становятся «элитными» — теми, которые раньше глава государства или, как минимум, аким региона с помпой открывал (кстати, в основном комфортные школы возводятся в спальных районах городов). Нам довелось побывать в некоторых из них, и впечатления только приятные — большие светлые классы и огромные коридоры, стеклянные двери, яркие (но не отвлекающие) краски, продуманные коммуникации, удобные столовые (по две на одно заведение) и так далее. И, конечно же, современное оборудование, хороший интернет, колонки с питьевой водой и тому подобное.
В общем, это поднимает настроение и ученикам, и их родителям, и учителям, что сказывается на желании учиться и учить. Из этого, как следствие, выходит много чисто социальных и бытовых плюсов, а если добавить сюда школьные автобусы, то, как говорится, идеал достигнут. Власти, кстати, тоже получают свои невидимые дивиденды в виде повышения доверия к ним со стороны населения, ну а у маленьких наших сограждан постепенно, но верно закладывается чувство гордости за свою страну. Может быть, звучит немного банально и поэтично, но это так. Впрочем, со временем такое чувство должно войти в норму и, соответственно, перейти в другие сферы жизни.
Чувство социальной уверенности и справедливости вызывает еще одни немаловажный момент. Речь идет об ответе на вопрос: «А за чей счет этот банкет?» У многих автоматически и, учитывая прежнюю практику, вполне обоснованно возникают сомнения — а не разворуют ли выделенные деньги, что скажется на качестве и сроках строительства? Тут мы со своей стороны никаких гарантий, естественно, дать не можем, но следует обратить внимание, что тот же Антикор стал уделять этому направлению особое внимание. Борцы с коррупцией уже выявили массу нарушений, затягиваний сдачи объектов в срок и так далее. Цифры приводить не будем (они примерно полугодовой давности), но масштабы впечатляют.
Но если говорить о коррупционной составляющей, то президент Токаев еще два года назад, презентуя проект «Комфортная школы», заявил, что изъятые у коррупционеров и возвращенные государству активы должны идти на строительство новых объектов образования. И не только строительство, но и ремонт. За прошедшее время таких школ построили уже десятки. Только в текущем году будет введено в эксплуатацию еще 25 общеобразовательных школ, построенных за счет того, что у нас украли прежде. Именно у нас и именно украли, так как коррупционные деньги — это то, что мы не дополучили в качестве того же достойного образования, качественной медицины, хороших дорог и всего прочего.
Таким образом, реализация настоящего проекта выходит за рамки деятельности министерства просвещения и, в целом, проблем образования в стране. Тут существует мощная политическая составляющая, которая в равной мере касается и власти, и общества, и стирания граней между ними. Для кого-то это опять может прозвучать банально, но «Комфортные школы» — это реальный пример внедрения концепции «справедливого государства». Как говорится, вместо тысячи слов и обещаний, громких отчетов и головокружительных заявлений. И если хорошее образование называют ключом к успеху в дальнейшей жизни, то настоящий проект призван стать дополнительным ключом к развитию государства и общества.
Конечно, есть и другие проекты, которые тоже неплохо вписываются в эту концепцию, но о них отдельный разговор, тем более что некоторые из них достойны объективной критики. Но продолжая нашу сегодняшнюю тему, отметим, что строительство новых и ремонт старых школ, их оснащение и набор новых сотрудников — все это создает тысячи дополнительных рабочих мест. Если учитывать то, что в проекте предпочтение отдается отечественному производителю, а статус педагогов продолжает повышаться, то появляется неплохое основание для укрепления экономики страны, социального самочувствия населения, вплоть до решения бытовых проблем. Например, многие родители не будут отвлекаться на то, чтобы отвозить (и привозить) ребенка в школу на другом конце города, а займутся другими важными делами. Пример может показаться частным, но, если это проецировать на тысячи семей, то можно только порадоваться за них.
В общем, не посчитайте этот материал каким-то пиаром правительства и президента, но ведь можно и нужно не только находить минусы происходящего, но и подчеркивать плюсы. Тем более, что их можно в прямом смысле слова потрогать руками и ощутить на себе, увидеть в окно и разглядеть в довольных лицах своих детей. Впрочем, возвращаясь к тому, с чего начали, скажем, что от чиновников хотелось бы видеть не дежурные отчеты, а что-то более человеческое. Надеемся, что-то хорошее и теплое мы увидим уже через месяц — в день открытия новых школ, которое совпадет с начало нового учебного года.
Фото из открытых источников