Аналитика

Допарились — как Казахстан решил очиститься от вейпов

Евгений Рахимжанов

21.06.2024

На текущей неделе была поставлена точка в недолгом «романе» казахстанской молодежи и так называемых вейпов — 20 июня вступил в силу запрет на ввоз, продажу и распространение этих устройств, ароматизаторов и жидкостей для них. Против утвержденных Касым-Жомартом Токаевым изменений и дополнений в нормативные акты Казахстана по вопросам здравоохранения выступили было продавцы вейпов, но в целом общественность встретила новость о вступлении запрета в силу как минимум нейтрально, активисты и родители – однозначно положительно. Почему этот запрет назрел и на какие аргументы давили его противники — разберемся ниже.

Новые нормы

Для начала, что такое вейпы. Многие из нас наверняка наблюдали такую картину – по улице идут молодые люди, зачастую подростки, в клубах ароматического дыма или, как они его называют сами, пара. Этот пар производится вейпами. Согласно действующему кодексу «О здоровье народа и системе здравоохранения» — это электронные системы потребления/доставки никотина и продуктов, не являющихся никотином. К ним относятся устройства (в том числе электронные сигареты), которые с помощью электронных технологий (аккумулятора) нагревают жидкость (в картриджах, резервуарах и других контейнерах) с содержанием никотина или без него, другие химические вещества, ароматизаторы с образованием аэрозоля, вдыхаемого пользователем.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Системные проблемы казахстанского здравоохранения

Курылтай. За строкой доклада

Смерть казахстанской женщины - национальная трагедия

Следует отметить, что запрет не касается хиттеров или так называемых систем нагревания табака (IQOS, GLO, PLOOM, iFuse).

С 20 июня в Казахстане за продажу и распространение вейпов грозит штраф до 200 минимальных расчетных показателей (738 400 тенге в 2024 году) либо общественные работы на срок до 200 часов, либо арест до 50 суток. В данном случае, как пояснили в МВД РК, под распространением следует понимать передачу вейпов другим лицам, причем уголовная ответственность наступит за совершение ее в любой форме без учета материальной и иной выгоды. То есть, даже если вы бесплатно, в качестве подарка, отдали другу вейп, будете считаться распространителем со всеми вытекающими.

За ввоз и производство вейпов грозит либо штраф до 2 тысяч МРП (7,3 миллиона тенге в 2024 году), либо общественные работы сроком до 600 часов, либо ограничение/лишение свободы на срок до 2 лет. Если действия совершены преступной группой неоднократно, связаны с получением дохода в особо крупном размере, наказание ужесточается: штраф в размере до 5 тысяч МРП (18,4 миллиона тенге в 2024 году) либо общественные работы до 1 200 часов, либо ограничение/лишение свободы на срок до 5 лет.

За употребление вейпов наказывать не будут, если не «парить» в неположенных местах. За это выпишут штраф такой же, как и курильщикам сигарет — 3 МРП или 11 076 тенге в этом году.

История запрета

Для большинства казахстанцев она началась год назад. 17 июня 2023 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на Национальном курултае в Туркестане, заявил, что вейпы и электронные сигареты угрожают здоровью нации.

«Еще одной напастью, угрожающей здоровью нации, стали так называемые вейпы и различные виды электронных сигарет. К сожалению, их употребление вошло в некую моду среди подростков. Этому способствует их широкая доступность и агрессивная реклама о якобы их безвредности. А на самом деле молодежь подвергает себя серьезной опасности, потому что вейпы сами по себе вредные, и от них до настоящих наркотиков один шаг. Нужно принять системные срочные меры для борьбы с этим опасным явлением, одними запретами делу не поможешь», — подчеркнул глава государства.

Говоря об одном шаге до наркотиков, президент отнюдь не сгущал краски. Дело в том, что в США научились заправлять эти самые вейпы жидкостью с высоким содержанием тетрагидроканнабиола – наркотического вещества, входящего в состав марихуаны. К сожалению, злоупотребление этой «жидкой» марихуаной в ряде случаев привело к тяжелым заболеваниям иногда с летальным исходом среди молодежи и подростков.

Но это лишь часть проблемы. Поднимая ее на заседании Курултая, как мне представляется, глава государства внимательно изучил результаты различных исследований.

Так, например, по итогам двух раундов опроса HBSC, который проходил в Казахстане с 2018 по 2022 годы, доля мальчиков, имеющих опыт курения сигарет, выросла на 1,5% (с 5,9% до 7,4%), а доля девочек на 0,9% (с 3,7% до 4,6%).

Свыше 9,8 % молодежи в Казахстане в возрасте 13–15 лет регулярно употребляют электронные сигареты.

Аналогичные тенденции к росту были отмечены и в отношении доли регулярных курильщиков (детей, которые употребляли сигареты на протяжении последних 30 дней). Среди мальчиков этот показатель вырос на 1,3%, а среди девочек на 0,7%. То есть, не так уж эти вейпы и влияют на отказ подростков от крепкой затяжки.

Исследование, проведенное ОФ «Детский фонд Казахстана», показало, что 80,5% подростков и молодежи до 21 года из Алматы, 83,3% из Астаны приобретают вейпы еженедельно. Это подчеркивает высокую степень популярности данного вида курения среди молодежи.

Социсследование, которое провел отечественный Институт общественной политики, показало, что практически каждый четвертый казахстанец обеспокоен ростом употребления электронных сигарет, вейпов и синтетических наркотиков. При этом анализ двух замеров продемонстрировал рост обеспокоенности данной проблемой: с 15,6% в ноябре 2023 года до 23,7% в мае 2024 года.

И эта обеспокоенность неслучайна. Как отметила, комментируя исследование HBSC, Салтанат Назарова, заместитель председателя правления Национального центра общественного здравоохранения, аэрозоли электронных сигарет опасны содержанием металлов, особенно никеля и свинца, которые повреждают нервную, дыхательную, эндокринную, пищеварительную, сердечно-сосудистую и выделительную системы. Жидкость для вейпов содержит 1000 неизвестных химикатов, не раскрытых производителями, включая такие промышленные химические вещества, как пропиленгликоль. По словам Назаровой, он имеет свойства накапливаться в организме, вызывая аллергические реакции, нагноительные процессы и нарушая работу печени и почек. Пропиленгликоль также используется в производстве продуктов бытовой химии.

Аргументы против

Их еще в феврале текущего года представили владельцы вейп-шопов, состоящие в Ассоциации курительного рынка Казахстана. Произошло это вскоре после того, как законопроект о запрете вейпов прошел нижнюю палату парламента. Аргументы свелись к тому, что бюджет недосчитается около 20 миллиардов тенге налогов (а общество, точнее, подростки, не накупят отравы на почти 200 млрд тенге), что они не продают вейпы и «одноразки» детям (от которых лично я и узнал впервые этот термин, обозначающий одноразовые электронные сигареты), что их продавцы потеряют работу.

Но вот в Алматы в течение всего недели прошло два рейда по вейп-шопам. Второй состоялся 20 июня и зафиксировал очищение города от этих точек продаж. Возможно, торговцы уйдут в подполье, но даже это в разы сократит количество потребителей.

А вот первый рейд прошел 12 июня и как раз был посвящен проверке, смотрят ли на возраст покупателя, когда продают вейпы. Так вот, в точках, которые, очевидно, были заранее предупреждены о проверках, правила соблюдали. Но первый же случайный вейп-шоп провалился по всем фронтам – волонтерам ОФ «Детский фонд Казахстана», которым не исполнилось 21 года, спокойно продали электронные сигареты, не спрашивая удостоверения личности и вообще не интересуясь возрастом. Затем девушка-продавщица отказывалась вызывать администратора или владельца, полицейским пришлось оформить протокол.

То есть, как бы ни уверяли общественность продавцы вейпов, что в запрете не было нужды, все всё понимают: вейпы, электронки, «одноразки» — это рассчитанный на подростков продукт. Взрослые курильщики либо остаются верными классическим сигаретам, либо обманывают себя, что бросают, перейдя на IQOS или GLO.

Глобальная проблема

Именно ею стало распространение вейпов и других электронных систем доставки никотина (ЭСДН) среди тинейджеров.

Как сообщает официальный Telegram-канал упомянутого Института общественной политики, в мире наблюдаются две тенденции. Во-первых, растет количество подростков, использующих электронные системы доставки никотина. С 2017 по 2022 год в Канаде и Англии количество молодых людей в возрасте 16–19 лет, употребляющих электронные сигареты, увеличилось в два и три раза соответственно. В США за период с 2011 по 2019 год использование электронных сигарет среди учащихся средних и старших классов выросло в 17–18 раз.

Во-вторых, в молодежной среде электронные сигареты взяли верх над обычными. Если первые пробовал каждый третий 15-летний подросток, то обычными сигаретами затягивался лишь каждый четвертый.

Казахстан, получается, следует глобальным трендам, введя запрет на вейпы у себя в стране. Потому что, например, то же самое запрещено во многих странах Ближнего Востока, начиная с Турции — Бахрейн, Ирак, Иран, Иордания, Катар, Ливан, Оман, Сирия. В эти государства нельзя ввозить и в них продавать любые виды электронных сигарет. В ЕС запрещено использовать ароматизаторы в нагреваемых табачных изделиях. В Австралии от вас потребуют рецепт от врача для законного использования электронных сигарет, содержащих никотин. В Бразилии запрещены производство, импорт, маркетинг, распространение, хранение, транспортировка и реклама электронных курительных устройств. В Индии запрещены производство, ввоз, транспортировка, продажа и распространение электронных сигарет. Сингапур запретил ввоз, продажу, распространение, приобретение, хранение и использование любых устройств, имитирующих табакокурение. И в соседнем с нами Кыргызстане уже запрещены производство, импорт, оборот некурительного табака и никотиносодержащих некурительных изделий.

Словом, закон о запрете вейпов родился на основе вдумчивого изучения проблемы и динамики ее развития в нашей стране, а также знакомстве с международным опытом. И из подлинной заботы о будущем подрастающего поколения. Будущем без болезней.

Фото из открытых источников


Евгений Рахимжанов

Публикации автора

Мы готовы? Дискуссия о строительстве АЭС стартовала в Казахстане

Допарились — как Казахстан решил очиститься от вейпов

Остались детьми — главная социальная беда Казахстана

Манипуляция сознанием: нужны ли казахстанцам курсы фактчекинга?

Заговорщики включили План Б

Казахское масонство: от Алихана Букейханова до Рахата Алиева

Топ-тема

Другие темы

ИНТЕРВЬЮ | 03.07.2024

Адиль Каукенов: ШОС обеспечивает диалог в сложном регионе

ГЕОПОЛИТИКА | 02.07.2024

Ажиотаж вокруг саммита ШОС объясним — Никита Шаталов

ОБЩЕСТВО | 02.07.2024

Поэт двух эпох

АНАЛИТИКА | 02.07.2024

Наследие предков и забота о потомках. Часть IV

ИНТЕРВЬЮ | 01.07.2024

Соблюдайте осторожность — как в РК наказывают за фейки

ГЕОПОЛИТИКА | 01.07.2024

Индия — новая «фабрика мира»?