3,8 миллиона школьников, а именно столько детей село в этом году за парты в Казахстане — большая цифра для страны, в которой население едва перевалило за 20 миллионов человек. И потому можно понять, почему все больше внимания казахстанские власти стали уделять школьному образованию.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Образование и наука: курс на будущее
Напомню, что осенью 2022 года был утвержден пилотный национальный проект в области образования, который назвали «Комфортная школа». В рамках этого проекта предусмотрено строительство новых современных зданий, а в имеющихся школах — обустройство классов робототехники, оснащение оборудованием, необходимым для обучения навыкам пользования компьютеров. Помимо этого, предусматриваются зоны отдыха и нетворкинга. У кого-то могут вызвать удивление хореографические залы, но и их предполагается оборудовать в комфортных школах. И это правильно, потому что человек, который будет жить и творить в 30-40-х годах этого века должен быть всесторонне развит и подготовлен.
Не забыт и спорт. Футбольные поля, площадки для игры в волейбол, баскетбол и других видов спорта и зоны отдыха — все это тоже, по плану, должно быть в школах нового типа. Для детей с инклюзивным образованием сделают пандусы, лифты, специальные туалетные комнаты.
Как ожидается, до конца 2025 года планируется построить 369 школ, почти половина из них расположится в сельской местности, что позволит повысить качество обучения.
Особое внимание будет уделяться подготовке и переподготовке учителей. И это, пожалуй, наиболее важное звено в той работе, которая сегодня ведется государством. Ведь не секрет, что во многом учеба детей, усвоение ими школьных предметов зависит от того, кто и как им будет преподавать. А здесь ситуация не самая благоприятная с учетом того, что часть преподавателей достигает пенсионного возраста, и при этом не хватает порядка 70-80 тысяч учителей. Очевидно, что в ближайшие годы необходимо внедрить квоты для подготовки учителей по различным предметам и в соответствии с требованиями времени. Да, у учителей в последние годы повысились зарплаты, но это далеко не везде. Вероятно, нужно вводить градацию в виде стандартов качества обучения. Может, это покажется спорным, но наличие таких стандартов сослужит добрую службу самим учителям, которые будут помнить о конкуренции и тщательнее начнут готовиться к урокам.
«Комфортные школы» и прочие нововведения — хорошая идея, но надо бы помнить о том, что далеко не везде получится сразу создать такие учреждения. А потому вопросы внешкольного досуга детей, факультативные занятия по-прежнему должны оставаться в зоне внимание педагогических коллективов. Особенно актуально это в свете участившихся случаев суицида и насилия среди школьников. И здесь школа должна быть в единой связке с семьей и органами опеки. Только соединив усилия, можно добиться того, чтобы суицидов вообще не было среди подростков. Увлечь детей, занять их и помочь им понять, что материальные блага в виде модных девайсов, красивой одежды — не самое главное в жизни и не повод для насмешек над сверстниками. Видимо, и властям нужно думать, в каком направлении организовывать внеклассную работу с тем, чтобы как можно больше занять школьников.
Важно поддерживать любой успех школьника. И здесь рассказы об учениках, добившихся призовых мест на международных олимпиадах, занимают особое место. Глядя на своих ровесников, другие дети, возможно, захотят быть похожими на них и начнут лучше учиться.
Хорошо, что задумались о поднятии престижа человека труда. Но для этого требуется в школах проводить специальные уроки, чтобы знакомить детей с теми, кто добывает уголь, выращивает хлеб. То, что сегодня профильное министерство и правительство в целом предпринимают, дает уверенность в том, что школа в Казахстане займет по праву достойное место среди сфер, требующих не просто ежедневного внимания, но и поддержки.
Фото из открытых источников