Культура

Необыкновенный туризм. «Золотое кольцо» Алматинской области

Константин Козлов

31.07.2025

Одна из туристических фирм предлагает неформатные поездки — по православным местам Алматинской области

В Алматы набирают популярность не вполне обычные туры. Кто-то может счесть их мини-паломничествами, однако правильнее их было бы назвать культурно обогащающими турами. Что весьма полезно для выхода из собственных культурно-информационных «пузырей», в которых, чего греха таить, предпочитает отсиживаться большинство нашего населения .

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Историк, математик, культуролог. Кто жил в «розовом» доме в Алматы

Алматинский ампир. Кварталы исчезающей истории

Мы ее теряем. Алматинская terra incognita

Одна из туристических фирм города предлагает своего рода неформатные туры, предполагающие поездки — ни много ни мало — по православным местам Алматинской области. На первый взгляд можно было бы назвать это паломничеством, однако организаторы таких туров подчеркивают, что это не совсем так. Точнее совсем не так.

Нередко туры можно совместить и со «светским» загородным досугом. Например, посещением озера Иссык, тургеньских водопадов и прочего. Потому как месторасположения святынь довольно удобны для планирования поездок по самым популярным рекреационным местам Алматинской области. Надо сказать, что Талгар, Иссык и Тургень могут считаться своего рода заповедниками под открытым небом, где, пусть и с поправкой на время, все же сохранился дух казачьих станиц второй половины XIX – начала ХХ века.

Первым пунктом в этой экскурсии будет Никольский храм в Талгаре. Сегодня многие, кто там побывал, именуют этот собор «двойником» своего Алматинского тезки — Никольского собора, расположенного рядом с бывшим одноименным рынком. Действительно, внешне храмы удивительно похожи, хотя изначально задачи создавать «храм-двойник» у архитекторов Сергея Тропаревского и Андрея Зенкова не было. Хотя — парадокс и ирония судьбы — именно эти архитекторы построили и алматинский Никольский собор.

Конечно, собор в Талгаре несколько меньше, но у него довольно богатая история. С одной стороны, ему повезло куда меньше, чем его алматинскому «двойнику». С другой, он снова существует и находится в довольно уникальной заповедной зоне: недалеко от него расположено городище Талхиз (Талхир) — раскопки средневекового города. Окружает храм потрясающая станичная застройка, почти не изменившаяся за 100-150 лет. В том числе и дом настоятеля храма — довольно уникальный, редкий двухэтажный особняк для почти целиком одноэтажной застройки Талгара.

Изначально вид Талгарского Храма Святителя Николая Чудотворца был другим. За колокольней был массивный главный купол и несколько куполов поменьше. Однако в период гонений в 1920-1930-е годы храм, как и многие церкви и мечети в то время, подвергся варварскому поруганию и купола были разрушены, а колокола сброшены наземь и переплавлены. В 1930-е годы помещение талгарского храма использовали под овощной склад, купола были сняты, церковная утварь уничтожена, правая сторона разобрана и перестроена под фойе клуба. Причем так разорили, что полностью восстановить иконостас не могут до сих пор. Еще здесь хотели построить спортивный комплекс с бассейном, но из-за того, что здание деревянное, от плана строительства бассейна отказались. В более поздние, вегетарианские хрущевско-брежневские времена здесь расположился кинотеатр, а на храмовом подворье проводились танцы. Символично, что экран располагался на месте иконостаса. Разумеется, ни о каком ремонте в бытность нахождения там кинотеатра речи не шло, поэтому в момент передачи этого здания назад верующим храм был в довольно плачевном состоянии. И по сути, огромная заслуга в том, что этот храм снова стал действующим и обрел нынешний презентабельный вид, принадлежит его первому настоятелю уже в новейшее время — епископу Иоанну (Барташевичу). Большой купол за колокольней, который был изначально, восстановить не удалось, поэтому Талгарский храм стал очень похож по виду на Никольский собор. Сегодня это одна из доминатных точек старого Талгара, составляющих его довольно интересную историю.

А вот Покровский собор в Иссыке, пожалуй, может похвастаться самым богатым внутренним убранством. Плюс к этому весьма удобное расположение — в самом центре города. Иконостас, роспись стен и потолка непривычно яркие для небольшого храма в небольшом городе. Исторически, надо сказать, подобным маленьким храмам росписи стен почти не полагались — это была непозволительная роскошь, которую могли себе позволить лишь храмы больших городов. Сегодня росписи имеются во многих храмах, но Покровский собор в Иссыке поражает многих видавших виды. Его судьба также довольно типична — с той лишь только разницей, что в отличие от Талгарского храма он сохранился лучше, так как в советское время здесь была организована библиотека, и здание 1896 года постройки сохранилось до наших дней в лучшем состоянии и почти без перестроек — обошлись лишь ремонтом и реставрациями.

Ну, и третий храм в этом туре — это Тургеньский собор Архангела Михаила. В череде предыдущих описанных нами объектов он — самый аскетичный. Минимум росписи, строгий, но со вкусом и любовью сделанный иконостас. Зато это, пожалуй, и самый старый, и самый новый храм во всей области. И самый многострадальный. Построен он был еще в 1864 году и на его долю выпало немало испытаний. Первое — землетрясение 1887 года, после которого его пришлось строить заново. По счастью, перестраивать здание не стали и оно было воссоздано практически полностью. Затем — большевистские гонения. Особо досадно, что маленькие сельские храмы оказались абсолютно беззащитными и спастись даже в качестве памятников архитектуры у них практически не было шансов. Какому-то храму везло, какому-то не очень. Где-то располагались библиотеки, а где-то скотобазы. В Тургеньской церкви был пошивочный цех. Только в 1988 году собор удалось вернуть верующим. И тогда снова началась его полноценная жизнь.

А самое последнее испытание случилось два года назад из-за досадного недоразумения. Из-за короткого замыкания храм сгорел дотла. Благо, усилиями верующих и меценатов храм был восстановлен уже через год. По сохранившимся с позапрошлого века чертежам.

Может показаться, что это узконишевый туризм для верующих вполне определенной конфессии. Однако именно в таком виде он в последнее время стал популярен и среди сограждан мусульманского вероисповедания. В последнее время, благо, у людей стал просыпаться интерес к культурному и, в том числе, религиозному многообразию нашей страны. К счастью, все больше и больше людей выходит из собственных информационных и культурных «пузырей». В этот тренд можно зачислить и желание представителей нетитульных национальностей изучать казахский язык. И напротив — стремление представителей коренного мусульманского большинства познать духовные ценности своих соседей, сограждан, товарищей и друзей иных вероисповеданий.

— Хочу сразу подчеркнуть, что наши туры по храмам Семиречья не являются паломническими, — заявляет руководитель компании Almaty Tour Studio Евгения Морозова. — Они тем и отличаются, что туда едут в массе своей светские люди разных национальностей. И в ходе нашей экскурсии мы не делаем сильного упора на историю православия в регионе. Мы рассказываем историю влияния всех религий. А таковых за века наших богатых историй в этих краях набралось немало: и ислам, и буддизм, и раннее христианство несторианского толка и т.д. Но, конечно, ознакомление людей с историей православного христианства в этом регионе — тоже важная цель, и нам особо приятно, что публика на эту экскурсию собирается в самая разная. Некоторое время назад нашу экскурсию посетили две мусульманские девушки в хиджабах, которые очень оживленно беседовали со священником — настоятелем храма в Талгаре — и спрашивали его о христианских традициях, о монастырском служении. И тот с интересом им это объяснял. И это и есть то самое культурное обогащение, к которому, на наш взгляд, должны стремиться все мы.

Хорошо бы всем нам — жителям Казахстана — научиться выходить за пределы собственных информационных и культурных пузырей. Порой именно они мешают нам видеть друг в друге сограждан, соседей, соавторов общего будущего. Снять эти шоры можно разными способами: кто-то пойдет на экскурсию по родному городу, кто-то откроет для себя казахскую литературу или запишется на курсы языка — главное, начать движение навстречу. Однако здесь мы сталкиваемся с парадоксом: даже многие классические произведения казахской литературы до сих пор имеют крайне мало качественных переводов на русский язык. О современных авторах и вовсе приходится узнавать по обрывочным публикациям и рецензиям. Между тем банальная любознательность и желание образовываться — один из самых прямых путей к пониманию культуры, внутреннего мира и исторической памяти народа. Пора преодолевать эти лакуны — как в переводах, так и в восприятии друг друга. Ведь все мы разные, но в этой разности и наша прелесть и сила!

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Топ-тема