Район Большой Алматинской станицы рискует остаться без уникальной застройки, возраст которой превышает 130-140 лет. А ведь по сути это могло — и еще может — стать музеем верненской архитектуры под открытым небом.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Здесь жил Байтурсынов: тайны старейшего дома Алматы
Алматы: французский поцелуй истории
Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж
В настоящее время максимальная концентрация старой дореволюционной застройки простирается от Центральной мечети Алматы и далее на восток — в сторону Малой станицы. Хотя для большинства даже коренных алматинцев, не говоря уже о приезжих, это по-прежнему terra incognita.
Архитектурной доминантой всего этого района является Собор во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в простонародье просто Софийский собор. Когда-то, когда новый этап истории Алматы (тогда Верного) только начинался, и на эти места прибыли первые поселенцы, церковь стала первой и долгие годы оставалась единственной в городе. Сегодня здесь располагается епархия Православной церкви Казахстана. А в конце 1980-х годов собор находился почти в разрушенном состоянии, восстанавливать его пришлось практически из руин. Сегодня, если закрыть глаза на определенные свидетельства времени, в целом несложно представить, как этот район выглядел 120-130 лет назад. Почти все дома квартала.
Правда в последнее время их все чаще теснят новостройки. Что неудивительно — мало какие из этих зданий (точнее сказать — почти никакие) обладают охранным статусом. Нередко и сами владельцы этих домов что-то перестраивают, сносят, обшивают сайдингом и постепенно внешний вид этой станичной застройки утрачивается. А она, меж тем, исторически весьма ценна.
— Эти улицы, нынешние Ашимбаева, Куратова, Жетысуйская, участок Макатаева, Черкасской Обороны, Арыковой — именно из них была образована Большая Алматинская станица. И этот район можно назвать малой родиной нашего города — именно здесь он начинался, — рассказал архитектор Еркен Шахмухамбетов. — Здесь видны корни алматинской градостроительной системы — а именно арыки и посаженные вдоль них деревья. Посередине дорога, по краям — палисадники и дома с воротами и ставнями на окнах. Здесь русский деревенский, станичный стиль типовой застройки столкнулся с центральноазиатскими традициями, и поэтому здесь наблюдается самый настоящий синтез культур. К примеру, нехарактерная для центральной России штукатурка пришлась очень ко двору. По сути, эти дома — классические срубы — покрывали штукатуркой, чтобы дерево не выгорело, не растрескалось. А что такое штукатурка в архитектурном плане? Это глинобитные дома, мазанки, которые всегда строились в Центральной Азии. Эти стили своеобразно «поженили» и получилась такая старая верненская архитектура.
Любой дом имел своеобразную этническую визитную карточку. Например, если дом со ставнями и с садом вокруг — там живут русские, мазанка с просторным двором вокруг практически без садовых посадок — казахи, побеленная хатка с соломенной крышей — украинцы. А от центральноазиатских традиций алматинской архитектуре достались дувалы — заборы, ограждающие внешний двор от внутреннего. Они сохранялись в городе вплоть до 1960-х годов. Дувалы защищали сады и огороды от скота, который в те годы свободно ходил по всему городу.
Есть и вовсе уникальные строения. Например, дом наказного атамана. Мы писали о губернаторе Туркестана Александре Самсонове, который часто бывал в этом здании, и, вероятно, останавливался здесь во время своих визитов в Верный. А в 1930-х здесь откроется первая в республике профессиональная балетная студия, руководить которой будет легендарный Александр Владимирович Селезнев.
Некоторое время назад инициативная группа в лице гидов и руководителей компании «Алматы TourStudio» Евгении Морозовой и Анны Дегтяревой предложила сделать в этом районе урбанистический проект. А именно — взять под охрану сохранившиеся здания, отреставрировать их, обустроить территорию, создать развлекательную инфраструктуру, организовать пешеходные улицы по типу Панфилова. В общем, сделать все, чтобы квартал, что называется, ожил. Проектом заинтересовался тогдашний аким Алматы Бакытжан Сагинтаев. Была даже анонсирована идея воссоздания трамвайной ретро-линии по типу тех, что есть в Стамбуле и некоторых других европейских столицах. Ведь на тот момент в районе улицы Жетысуской еще сохранялись остатки трамвайных путей.
Увы, теперь они исчезли. При акиме Ерболате Досаеве проект «повис в воздухе», хотя несколько собраний по поводу его судьбы формально провели, и вроде бы как все было «в силе». И даже вроде бы наметили первый этап ее реализации, а конкретно — реконструкцию улицы Ашимбаева. Но даже этого скромного шага сделано не было.
Об отношении нового акима Дархана Сатыбалды к проекту «Исторический квартал» пока неизвестно. Что неудивительно — новому акиму, что называется, пока не до этого. И удручает как раз та ситуация, когда хорошая идея полностью зависит от вкусов и предпочтений градоначальника. Пока старые уходят, новые приходят и осваиваются, все новые человейники наступают на район, где скрыты душа и сердце нашего города. Пока возможность сохранить этот район есть. Тем более, что формально он попадает в полицентр «Исторический» согласно новому общественно-деловому районированию города . Но с каждым годом этот уникальный шанс, эта возможность съеживается как шагреневая кожа. Ведь велик риск, что когда у городских властей все-таки дойдут руки до реализации этого проекта, сохранять будет просто нечего.
Фото из открытых источников