Подростки Казахстана все глубже погружаются в виртуальный мир интернет-игр, теряя связь с реальностью и рискуя психическим и социальным развитием. По данным «Лаборатории Касперского» за 2024 год, почти треть (28%) детей проводят с гаджетом все свободное время, 62% родителей не устанавливают родительский контроль на смартфон, 20% пам и мам не считают нужным обсуждать безопасность в сети, 22% не обсуждают этику общения в сети, 67% не отслеживают геолокацию ребёнка. Однако есть ли готовые рецепты выхода из такой ситуации?
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Генофонд нации. Когда слова не расходятся с делами
Ниже плинтуса. Как повысить уровень английского в РК
Считается, что подобной зависимости подвержены в большей степени подростки и молодежь. Однако данные опросов показывают, что по меньшей мере треть детей начинают пользоваться гаджетами еще с грудного возраста. Одна из причин — это родители, которые воспринимают гаджеты как инструмент, чтобы занять ребенка. Дети от 2-3 месяцев и до 6-8 лет заменяют общение и игры с близкими на порцию телефонного допинга. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста имеют проблемы речевого развития.
Соответственно, когда ребенок круглые сутки погружен в параллельную реальность, у него размывается представление о виртуальном и реальном мирах. Условно говоря, он привык, когда попадает в трудную ситуацию, «выключить» или «перезагрузиться», а в реальной жизни это не работает или приводит к проблематичным ситуациям. В результате ребенок или подросток еще более «загоняются», и проблема лишь усугубляется. Молодой человек регрессирует в развитии других навыков.
«Иногда кажется, что родители слишком заняты работой, карьерой и решением материальных вопросов, оставляя мало времени на искреннее общение с детьми. Их забота выражается в стремлении обеспечить безопасность и комфорт, но при этом может не хватать тепла, поддержки и вовлеченности в эмоциональную жизнь ребенка. Важно не только дать ребенку ресурсы для будущего, но и помочь ему развить эмпатию, доброту и человечность, которые формируются через внимание и совместные переживания. Когда дети не чувствуют эмоциональной близости с родителями, они могут замыкаться в себе или искать признания в других местах, что не всегда идет им на пользу. Баланс между работой и семейными ценностями — непростая задача, но именно он определяет, каким человеком вырастет ребенок и какие ценности он понесет дальше», — рассказывает руководитель Института семьи Казахстана и Центральной Азии Эльмира Алиева
Впрочем, влияет на это и школа. Парадоксально, но при всей цифровизации среднего образования смартфон до сих пор воспринимается учителями как нечто враждебное. А в подростковом возрасте, как известно, запретный плод особенно сладок. Предложение — максимально интегрировать смартфоны в учебный процесс.
«Мы часто внушаем школьникам, что сидеть в смартфонах сверх двух часов в день вредно, при этом в моменты дистанционного обучения они сидят в тех же смартфонах на онлайн-уроках по пять-шесть часов. Мы сами себе противоречим», — сетует педагог и психолог Ирина Терентьева.
Специалисты сходится на том, что для устранения излишней зависимости детей от интернета и гаджетов нужно нормальное замещение. Однако просто бесполезное забивание времени спортивными или музыкальными кружками результата не дадут. В первую очередь ребенку должно нравиться то, чем он замещает время, которое мог бы провести в интернете. Родители не должны лениться и предложить детям разнообразные виды досуга: от видов спорта до музыкальных инструментов.
Психологи и педагоги сходятся в одном: ругань и запреты ни к чему не приведут. Даже в самой сложной ситуации не стоит ставить крест на человеке и махать на него рукой. Ведь, например, в случае лудомании самый опасный этап наступает тогда, когда близкие отворачиваются от зависимого человека. А в этом случае, что называется, шаг до уголовщины.
Не следует забывать и о главном: простой обратной связи. Ребенка всегда можно и нужно выслушать.
Также педагоги и психологи призывают обращать внимание на следующие тревожные симптомы: если во время еды ребенок практически все время сидит в телефоне, раздражается, когда к нему обращаются из «реального мира», или же вовсе не реагирует на эти обращения — все это можно считать серьезными «звонками».
Институт семьи предлагает следующие решения:
- обязательные курсы цифровой грамотности для родителей с целью их информирования и снижения рисков цифровой среды и киберпреступлений;
- контроль со стороны родителей и введение в ежедневный график обязательного семейного времени для офлайн-обсуждений и взаимодействия;
- киберкомпетенции в интернет-среде, начиная с обучения детей младших классов на уроках о рисках виртуального пространства, правилах поведения в социальных сетях и последствиях от неэтичного поведения школьников в интернете;
- создание школьных этических кодексов, строго регламентирующих поведение детей в сети;
- ужесточение правил через ограничение регистрации ребенка на платформах без подтверждения возраста или иных мер;
- ограничение доступа к вредному контенту через создание государственных фильтров блокировки игр и сайтов, содержащих сцены насилия, жестокости или провокационную зависимость;
- регулирование лимитов времени в игровой среде и в виртуальном общении — 45–90 минут непрерывного использования;
- проведение в детских поликлиниках диагностики на выявление признаков психических отклонений от нормы и симптомов психических расстройств;
- введение уголовной, финансовой и административной ответственности для родителей детей, совершивших акты кибербуллинга;
- законодательное ограничение продаж и доступа к онлайн-играм детям младше 18 лет.
Фото из открытых источников