История с мытарствами создателей креативного пространства «Дом на Барибаева, 36», похоже, подходит к своему драматическому разрешению. Очевидно, что создателям одного из самых известных центров современного искусства придется съезжать с насиженного места.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Атомная степь: дневники временно ядерной державы
Наталья Сац: право на второй шанс
Больше года длится история с попыткой выселения создателей креативного пространства из здания, где некогда было посольство Узбекистана, а еще раньше — физкультурный техникум. Казалось бы, прошлой весной дело вроде бы разрешилось в пользу креативного пространства. Однако арендодатели — аффилированное с министерством иностранных дел Казахстана АО «ИВИ» — подали апелляцию и все-таки принудили в судебном порядке креативный коллектив к выселению.
По словам временных арендаторов арт-пространства, причиной стало письмо от истца АО «ИВИ» о неких «ремонтных работах». Ранее АО «ИВИ» требовало от ТОО «We Group» (основателей пространства) освободить бывшее посольство Узбекистана и взыскать с них пени и штрафы за несвоевременный возврат здания. Более года назад арендодатели решили расторгнуть контракт с руководством креативного пространства «Дом на Барибаева» и объявили свою собственность вакантной для новых арендаторов. Таковым оказалось ТОО «Grunge», связанное с известным байером, «светской львицей», а ныне ведущей шоу «Модный приговор» на российском Первом канале Лилией Рах. В августе прошлого года руководство креативного пространства «Дом на Барибаева» проиграло суд, и к 5 февраля их обязали освободить помещение. В здании уже отключены электричество и тепло, лишь водоснабжение пока еще работает. Основатели отмечают, что не могут организовать переезд из-за сжатых сроков, большого количества ценных вещей, остающихся в помещениях, и незавершенных проектов.
Стало ясно одно — сохранить старую прописку креативному пространству, скорее всего, не удастся. Руководство «Дома» просит арендодателей отсрочить выселение хотя бы до 15 апреля. Иначе пострадает множество проектов и предметов искусства, которые производились, изготавливались и по сей день хранятся на территории креативного пространства.
По слова основателя арт-пространства Даурена Тюлеева, за почти пять лет существования «Дома на Барибаева» за счет работы ресторанов, баров, мастерских, магазинов, осуществления проектов в сфере искусства выручены сотни миллионов тенге. Десятки миллионов тенге уплачены в бюджет в качестве налогов, более ста человек были постоянно трудоустроены. Плюс ко всему, «Дом на Барибаева» стал по-настоящему новым словом в современном искусстве Алматы и всего Казахстана. Десятки творческих объединений в самых разных направлениях — от стрит-арта до балета и театра — нашли свое пристанище под крышей этого дома. Проведено множество творческих форумов, биеналле и фестивалей. Хотя в последние годы несколько знаковых объектов покинуло пространство.
Например, Blue Bar, Kitchen, независимый театр «Трансформа». И не в последнюю очередь из-за неопределенного статуса и туманной судьбы этого пространства. В последние месяцы «Дом» стоял полупустым и активной творческой жизни, подобной той, что кипела там два-три года назад, уже и близко не было.
Год назад некоторые казахстанские блогеры били тревогу, боясь, что небезызвестная Лилия Рах полностью перепрофилирует пространство. Сама байер и телеведущая заявляла, что не планирует глобальных изменений в его концепции, лишь обещав добавить бутики и улучшив эстетическое благоустройство дома.
Сам Даурен Тюлеев заявил, что сейчас есть несколько потенциальных объектов, готовых принять арт-пространство у себя. Однако сама ситуация, по его словам, выявила массу трудностей, которые возникают у арендаторов при работе с квазигосударственным сектором.
Тюлеев объяснил, что, по сути, эти предприятия имеют амбивалентную юрисдикцию: то бишь, в одном случае они считаются государственными, а в другом — частными. Чаще всего при смене руководства этих организаций меняются и правила. Так, например, с предыдущим руководством АО «ИВИ» была договоренность, что повышение арендной платы не будет превышать 10 процентов, новая же администрация явочным порядком повысила арендную плату на 220 (!) процентов. Получается, что любой новый квазигосударственный собственник, не связанный договоренностями с арендаторами, может указать им на дверь в любой момент. И плевать, сколько денег, труда, творчества, крови и пота вложено в этот проект. Тюлеев рассказал, что с чем-то похожим столкнулись и арендаторы в Доме офицеров.
А между тем, именно основатели «Дома на Барибаева» и привели в божеский вид здание, находившееся в аварийном состоянии. Да и в целом сегодня немало объектов в Алматы, в Астане и в регионах попросту пустуют. А создатели разного рода креативных пространств периодически пребывают в состоянии поиска помещений для себя.
Переговоры руководства «Дома», по словам Тюлеева, с представителями власти, дали понять, что они не заинтересованы помогать алматинскому арт-пространству, так как, по их словам, в южной столице с культурными объектами «в целом все в порядке», и в данный момент надо развивать культурные объекты в малых городах. Бизнесу в массе своей культура малоинтересна. Поэтому «Дом на Барибаева» будет выживать по принципу «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». А развитие современного искусства в Алматы явно сделает шаг назад.
Фото из открытых источников