Новую постановку представляет театр-студия GAS, режиссером спектакля выступил Никита Патуев. Спектакль называется «Хор», в основе — пьеса Аси Волошиной (также известной как Эстер Бол) «Гибнет хор».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Адольф Арцишевский: Рубен не давал задремать совести человека
Наталья Сац: право на второй шанс
Откровенный разговор на важную тему
«Хор» — это история о тех, кто оказался на фронте Первой мировой, когда смерть и отчаяние стали частью повседневности. Михаил, офтальмолог, уже не видит смысла в том, что делает; Софья, добровольная медсестра, бросает вызов собственному страху и попыткам сохранить остатки человеческого достоинства. А «Хор» — это многоголосие тех, кто уже не вернется, кто еще жив, но уже мертв внутри. В пьесе использованы подлинные записи голосов солдат из книги «Народ на войне» Софьи Федорченко — каждый монолог «Хора» погружает нас в переживания людей, видевших войну изнутри.
— Для меня это был своего рода личный вызов, — рассказывает Никита Патуев. — Я давно хотел сделать постановку на историческом материале. Но я специально взял тему Первой мировой войны и удивился, насколько люди мало знают эту тему! Ее очень мало изучают — чуть ли не всего пару уроков в школе. Мы изучили кинохронику, посмотрели фильмы, почитали мемуары. Тексты голосов хора, который звучит в спектакле, взяты из книг Софьи Федорченко.
Софья Федорченко, надо сказать, личность легендарная. Одна из лучших мемуаристок, основательница документальной прозы в наше время оказалась несколько забыта. А, между тем, ее воспоминания о Первой мировой войне — материал бесценный. Она служила сестрой милосердия на фронте, и ее документальная проза ценилась очень многими современниками. Чего уж говорить, если ее материал заимствовал даже Алексей Толстой для своих «Хождений по мукам».
Впоследствии Софья Захаровна начала творчески перерабатывать свои мемуары и добавлять вымысел в свои произведения, что не поняла и не приняла советская литературная критика 1930-х. Обвинив в «очернении», Федорченко начали травить и фактически вынудили уйти из литературы. Поэтому сегодня о ней мало кто вспоминает. А вот драматург Ася Волошина вспомнила, и очень даже ко двору.
Надо сказать, что в казахстанском театре довольно редко обращаются к этой теме. В кино — и вовсе нет. Да и в нашей истории эта тема незаслуженно обойдена. А ведь она во многом судьбоносна и поворотна. Тысячи уроженцев и жителей Казахстана воевали на фронтах, тысячи казахов трудились на прифронтовых работах. Чего уж говорить, если именно указ Николая II о так называемой «реквизиции инородцев» послужил спусковым крючком для начала восстания 1916 года — одной из самых кровавых и болезненных страниц истории Казахстана. Тема восстания, конечно, в искусстве поднималась и не раз. Но в контексте именно Первой мировой войны этого еще никто не делал. Поэтому, думается, что эта тема еще ждет своих исследователей и художественного осмысления.
Фото из открытых источников