Культура

Откровенный разговор на важную тему

Константин Козлов

19.09.2024

Театр «АРТиШОК» готовит новую остросоциальную постановку

Открытие театрального сезона в «АРТиШОКе» уже стало одним из ярчайших культурных событий алматинского сентября. По случаю открытия 24-го театрального сезона театр задумал 24-часовой марафон спектаклей, читок, эскизов, кинопоказов и экскурсий. В результате, к слову, из 24 он разросся до 36-часового марафона, в рамках которого была проведена открытая текстовая репетиция спектакля «Ауежай» — на этот спектакль руководство театра ставит как на один из «гвоздей» наступившего сезона.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Век Кунаева

Дети подземелья: арт-убежищу BUNKER — 10 лет

Как Роднянский подставил «Софию»

Уж сколько раз иностранцы смеялись над казахским наименованием слова «аэропорт», а драматург Джамиле Аман и режиссер Галина Пьянова возьми да и поставь это слово на афиши спектакля. Причем, его двусмысленность для казахстанского уха и стала лейтмотивом спектакля. 

Презентовать спектакль планируется к концу месяца. А пока же в рамках открытия театрального сезона зрителей пригласили на открытую текстовую репетицию. Вообще, в последнее время «АРТиШОК» частенько практикует подобные акции. Весь прошлый сезон зрители могли наблюдать за тем, как в буквальном смысле «вынашивается» спектакль «Конаев». Как от репетиции к репетиции меняются действующие лица, картина и даже сюжет. Но «Конаев» — плод коллективного творчества зрителей и артистов театра. В то время как «Ауежай» поставлен по пьесе конкретного автора, но весьма сильно переработан творческой группой театра. Тем интереснее будет увидеть финальную версию и насколько она будет отличаться от того, что увидели счастливые немногие зрители во время сентябрьской репетиции. 

Вообще, вайб спектакля вполне себе «артишоковый». Это разговор о том, кто такие мы, что нас интересует, что волнует, что объединяет, а что и раскалывает. Завязка проста: в аэропорту ожидают вылета в Германию несколько пассажиров. Писатель национал-патриотического направления, независимая журналистка, общественница, ЛГБТ-активист, чиновник из акимата, успешный астролог, «советская женщина», бедный парень из провинции и сотрудница аэропорта. В результате непонятной заминки все герои оказываются в подвале — закрытом пространстве, откуда невозможно выбраться. Им волей-неволей приходится общаться. Тут-то и начинаются самые интересное — по сути перед нами оказывается казахстанская общество в миниатюре. И мы понимаем насколько разными проблемами живут разные слои общества. В буквальном смысле: «У кого суп жидкий, а у кого бриллианты мелкие». Интересно, как при взгляде на одни проблемы часть героев оказывается по одну сторону баррикад, а при взгляде на другие темы те, кто еще минуту назад прекрасно понимал друг друга, становятся непримиримыми оппонентами. 

Понятное дело — настолько непростые отношения, даже с оттенком комизма, например, изображены между чиновником акимата и оппозиционной журналисткой. 

А уж насколько живо зал отреагировал на диалог между ЛГБТ-активистом и советской женщиной. Извечный спор, который в наше время разворачивается все чаще и чаще. Когда две крайности ломают копья на тему: «делайте что хотите в спальне, но не занимаетесь пропагандой содомии» до условно «мы спим и видим, чтобы весь мир обратить в гейство». Кому-то смешно, а кому-то и грустно. Эта тема практически сразу перетекает в обсуждение темы домашнего насилия, где вновь ломаются копья, когда общественным активисткам, содержательницам приютов для пострадавших до домашнего насилия предъявляются обвинения в разрушении семей, а те в свою очередь выступают со своим контраргументом: «что же это за семья такая, где муж доводит жену побоями вплоть до реанимации». Понятно, что история с Бишимбаевым породила целое направление в кинематографическом и сценическом искусстве Казахстана, которое будут рефлексировать еще очень долго. 

Показательно и другое, когда герои, сошедшиеся на том, что западная демократия нам не подходит и у нас может быть только своя, через минуту-другую начинают резко ссорится по национальному и языковому вопросу. 

В общем, иной раз кажется, что это все сплошь фейсбучные споры, однако темы эти действительно интересуют людей далеко за пределами виртуальности. Но говорить о них многие не решаются, потому как боятся ссор. Не секрет что даже близкие люди ограничивают набор тем, на которые они могут общаться. И раскол по очень важным вопросам сегодня проходит иной раз в буквальном смысле по семьям. 

А самый главный вопрос спектакля: почему мы все так или иначе, хоть раз за последнее время думали об отъезде из Казахстана. Спектакль и ставит вопрос перед зрителем: готовы ли мы что-то сделать для страны или так и будем думать, что хорошо там, где нас нет, и вечно искать это самое «хорошо» за пределами страны.

Поэтому поговорить об этом, в том числе и посредством сценического произведения, тоже не лишне. Собственно, за это публика и полюбила «АРТиШОК». За откровенный разговор на важную тему, которого в академических театрах, тем более русскоязычных, мы явно если и дождемся, то очень нескоро.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

Адольф Арцишевский: Рубен не давал задремать совести человека

Наталья Сац: право на второй шанс

ЖЗЛ в кинематографе: от Шокая до Хаджимукана

Не Бекмамбетовым единым. Режиссеры РК, состоявшиеся в России

Затерянный город. Судьба многострадального Талхиза

Усть-Каменогорск литературный: Абай и Михаэлис

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте

НОВОСТИ | 21.11.2024

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное

ГЕОПОЛИТИКА | 21.11.2024

Санкционные противоречия и Казахстан