Культура

Век Кунаева

Константин Козлов

17.09.2024

Как далеко зайдет политическая и культурная реабилитация Динмухамеда Кунаева

В рамках серии культурных мероприятий ко Дню города Алматы, в частности, в день старта сезона в театре «АРТиШОК» прошел ряд премьер. Причем, не только спектаклей, но и фильмов. Так, свой документальный фильм представил известный поэт и режиссер Ербол Жумагулов. Посвящен он был Динмухамеду Кунаеву.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Дети подземелья: арт-убежищу BUNKER — 10 лет

Как Роднянский подставил «Софию»

Фильм «Братья»: как встретились два Казахстана

Не секрет, что в последнее время имя бывшего первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева возвращается из негласного забвения, которому эта фигура была предана во время правления Нурсултана Назарбаева. Тем не менее, какой-то целостной программы по его политической и общественной реабилитации нет. И каждый делает это в меру своей творческой смелости, таланта и возможностей.

Фильм «Век Кунаева» сделан в общем и целом довольно скромными средствами. Хотя финансовые затраты на фильм, по словам его автора, были немалыми. Одни поездки по городам Казахстана и России обошлись в немалую сумму. Насколько же они были оправданными — вопрос неоднозначный, как и то, насколько в данном фильме можно было обойтись без них.

Стоит сразу заметить, что «Век Кунаева» — это именно фильм. Не документальная передача, а именно кино. Попытка рассказать документальную историю с помощью художественных образов. Фильм состоит из своего рода художественных мазков, эскизов, собранных из разных эпизодов жизни Кунаева, рассказанных его родственниками, коллегами и современниками. Перемешивается это все постановочными кадрами, где артист в образе Димаша Ахмедовича прогуливается по памятным для него местам — алматинским улицам, набережной Балхаша (откуда родом его предки), горам Заилийского Алатау, Туркестану и московскому Кремлю. Также иногда артист, изображающий главного героя, проходится вдоль коллажей из фотографий или агитплакатов, символизирующих тот или иной период. В общем и целом, набор довольно банальных средств, отнимающих время, которое в свою очередь можно было бы потратить на большее количество информации о главном герое. Ведь выросло целое поколение, которое знает о Кунаеве лишь понаслышке, либо легенды, пересказываемые родителями и родственниками.

К слову, из фильма мы практически ничего нового о Кунаеве не узнаем. Лишь, пожалуй, занятный факт о том, как в 1930-е годы члена «Алашорды» Алимхана Ермекова везли в ссылку в поезде (что любопытно, в обычном пассажирском, а не «столыпинском», коих еще не было в таком количестве), и пока конвоиры отвлеклись, Ермеков успел передать весточку на волю через студента, ехавшего в соседнем купе. Этим студентом, собственно, и был молодой Кунаев. И когда спустя 30 лет уже пожилой, отсидевший в лагерях Ермеков оказался на приеме у Кунаева, они оба вспомнили этот эпизод. И что удивительно, как бы мимолетом, невзначай. Что охарактеризовало одного и другого. Жумагулов изображает это событие как некую эстафетную палочку от «Алаша» к Кунаеву. Не секрет, что Жумагулов придерживается, в общем и целом, национал-патриотических взглядов, посему в его фильме красной нитью проходит тема Кунаева как тайного борца за независимость. Даже столь спорный момент, как усиленная русификация Казахстана, подается как явление, Кунаеву неподвластное. Зато известный культуролог Мурат Ауэзов рассказал о тайном покровительстве движению «Жас Тулпар» — объединению казахских студентов московских вузов, которое ставило своей целью распространение казахской культуры и идей о независимости страны.

Интересен заключительный пассаж и о том, что нынешний президент страны Касым-Жомарт Токаев принял за ролевую модель именно образ Кунаева. В меру аскетичного трудоголика, не допускающего родственников к власти и капиталам.

Конечно, о Кунаеве можно рассказать было и ярче, и подробнее. Но таков взгляд Ербола Жумагулова. К слову, сам автор анонсировал его полноценный кино- и телепрокат. Если он состоится, это будет еще один шаг в культурной реабилитации Кунаева. Ведь за 30 лишним лет независимости не снято ни одного художественного фильма о Кунаеве, а документальные, по обыкновению фильмов в этом жанре, пылятся на полке после разового показа. Да и сам образ Кунаева до недавнего времени в отечественных фильмах если и появлялся, то либо в эпизодах, либо в качестве совсем уж неприглядного персонажа. Многим памятен образ Кунаева из фильма «Так сложились звезды» — предпоследней части президентской киносаги о жизненном пути Нурсултана Назарбаева. Там Кунаев показан мстительным двуличным лизоблюдом, на фоне которого Назарбаев — мудрый его ученик, великодушно простивший заблудшего учителя. К слову, именно поэтому эту часть саги снимал не казахстанский режиссер, а россиянин Сергей Снежкин.

Увидим ли мы в ближайшее время полноценное кино о Димаше Ахмедовиче — вопрос. Известно, что над одним таким проектом работает режиссер Игорь Пискунов. Какова будет его прокатная судьба — неизвестно. Но то, что в кинематографе фигура Кунаева уже вышла из умолчания – факт. Причем, приятный и довольно справедливый.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

Забытое «мыло». Почему «Саранча» не стала вторым «Перекрестком»

Атомная степь: дневники временно ядерной державы

Колыбельная для памяти: литературный Кантар-2022

Он промчался как яркая комета. Прощание с мастером

Кумиры, застывшие в камне

Алматы: французский поцелуй истории

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 27.01.2025

Итоги недели. Указы, помилования, выходы, входы, выборы и банки

НОВОСТИ | 27.01.2025

Казахстанцы потеряли интерес к рублю

НОВОСТИ | 27.01.2025

Костанай стал столицей казахстанского автопрома

НОВОСТИ | 27.01.2025

Черчесов покинул пост главного тренера сборной РК

НОВОСТИ | 27.01.2025

Дикому Арману вынесли приговор в Алматы

НОВОСТИ | 27.01.2025

Приписки остаются одной из проблем здравоохранения в РК