Речь идет о фильме Тулепбергена Байсакалова «София», который недавно был показан на Венецианском и Каннском кинофестивалях, а в скором времени выйдет в казахстанский прокат.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Фильм «Братья»: как встретились два Казахстана
По жанру это мелодрама. Сюжет ее в том, что главная героиня София вступает в любовные отношения с богатым турком Хюсейном, не подозревая о его женатом статусе. Жизнь Софии кардинально меняется, когда его супруга раскрывает их аферу. Судьба девушки переплетается с Азаматом, полным надежд иммигрантом из Казахстана, который прибыл в Стамбул много лет назад в поисках новых возможностей…
Недавно в отечественных СМИ и блогосфере прошла информация о том, что «Софию» весьма успешно презентовали на этих фестивалях. Подробности сообщили далеко не все журналисты и блогеры, в связи с чем возникла, прямо скажем, скандальная ситуация.
Дело в том, что формат Каннского кинофестиваля подразумевает немало возможностей для показа фильмов. В том числе и внеконкурсного. Однако некоторые СМИ и блогеры поспешили назвать этот показ «официальной премьерой фильма» в рамках фестиваля. И на одну из подобных публикаций отреагировал известный украинский и в прошлом российский кинопродюсер Александр Роднянский, создатель таких кино- и теле-хитов как «Сталинград», «9 рота», «Левиафан», «Моя прекрасная няня», «Папины дочки» и многих других. В своем Instagram-аккаунте он написал буквально следующее:
«Вчера мне неожиданно попалась на глаза ликующая публикация <…>. В ней говорилось о том, что в Венеции «прошел показ турецко-казахстанского фильма «София». «Картину представили от Казахстана Дарья Дунич, линейный продюсер Марина Берг и главная актриса Яна Рай из Турции. В феврале фильм был презентован на Международном кинофестивале в Берлине, а на Каннском фестивале состоялась его мировая премьера».
Дело даже не в том, что в истории кино не было ни одного прецедента показа одного и того же фильма и в Венеции, и в Каннах — эти фестивали показывают только премьеры. И не в том, что фильмы обычно не представляют линейные продюсеры (администраторы съемочной группы среднего звена), а актрисы не бывают «главными» (роли бывают).
Дело в том, что ни в Каннах, ни в Венеции не было показа этого фильма. Это далеко не первый случай на моей памяти, когда некие не очень успешные люди, умирающие от страстного желания казаться чем-то другим, так отчаянно и глупо лгут дома о своих успехах зарубежом.
Реакция в соцсетях не заставила себя долго ждать. Создатели картины подверглись травле и буллингу. В частности, сорежиссер картины Дарья Дунич. Многие обвинили ее в том, что из-за кликбейтного заголовка она и ее коллеги попали впросак. На самом же деле картина «София» действительно была показана в Каннах и Венеции в рамках кинорынков — это особая площадка презентации проектов со всего мира, где их создатели ищут международных продюсеров для своих потенциальных фильмов. Насколько показ в рамках кинорынка можно считать премьерой — вопрос спорный. Тем не менее, Дарья Дунич заявила, что никак не преследовала целью достижение дешевой популярности.
«Проснуться сегодня известной — такого плана не было, но он случился. Кто-то написал, высмеял и оскорбил, что я поехала на фестиваль, чтоб пофотаться... кто-то написал, что сняли на зеленке (хромокей)... Вы представляете, сколько стоит поехать на фестиваль, получить аккредитацию, оплатить проживание, получить доступ к кинозалу и т.д.?!А смысл? Для меня честь презентовать фильм моим коллегам с киноиндустрии других стран, пройти на мировом кинофестивале по красной дорожке, идти по коридору в отеле вместе с Джонни Деппом, Николь Кидман и другими звездами... Или для гордости нужно обязательно получить «Золотого льва»? Несомненно, это впереди.
Я горжусь представить Казахстан (свою страну) иностранным киношникам. Наша история вызывает интерес межнациональными отношениями, смешанным европейским и азиатским актерским составом и достаточно простой историей, с которой может столкнуться каждый. Цените чужой труд. Не нужно принижать никого, для того, чтоб быть выше. Я всегда поддерживаю всех своих коллег по творчеству. Кто меня знает, не даст соврать. И мне больно от того, что получаю такую оценку своим «фееричным» событиям», — прокомментировала Дарья Дунич.
К слову сказать, показ, будь-то в рамках кинорынка или просто во внеконкурсной программе, нередко используется для промоушена тех или иных фильмов. Ведь в заголовке о том, что фильм показали в Каннах, не будет ни слова неправды. А разбираться в тонкостях массовый читатель не станет — а, возможно, еще и гордость возьмет: «вот на какой уровень взобралось наше кино». И, пожалуй, впервые подобная ситуация привела к такому скандалу. Как ни крути, а Роднянский — величина в мировом кинобизнесе.
С другой стороны, и отечественных кинодеятелей понять тоже можно. Поводов восхищаться ими не так много, как хотелось бы. Поэтому иной раз хочется и из соседства слов «Каннский (Венецианский) кинофестиваль» и «казахстанский фильм» выжать максимум пользы. Что, к слову сказать, преступлением не является. Но, как выясняется, иной раз выходит боком.
Фото из открытых источников