Когда-то новейшая история казахстанского кинематографа началась именно с этого фильма. Драматическая история об алматинском парнишке Саяне Беккаримове, попавшем в водоворот лихих 90-х, неожиданно полюбилась публике в 2007 году и она буквально повалила в кинотеатр, напомнив и народу и профессиональному сообществу, что казахстанское кино как явление вполне может существовать.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Сбитые летчики или смена поколений?
О том, как далее развивалось казахстанское кино, написаны тома. К слову, во многом «Рэкетир» и его продолжения олицетворяют тренды в отечественном кинематографе. Ведь начиналось возрождение отечественного кино как раз с криминальных драм — многие из них так и остались одноразовыми. Но картины наподобие «Рэкетира» Акана Сатаева или, например, «Сказа о розовом зайце» Фархата Шарипова стали культовыми и породили целое направление в кино. Вообще, криминальные драмы на рубеже нулевых и десятых были ключевым жанром отечественного кинематографа. Смешно вспоминать, как многие кинокритики того времени буквально жаловались на то, что в Казахстане нет ни одной полноценной комедии. Как мы видим, пожелание исполнилось с лихвой. И тем не менее, путь к кассовым успехам условной «Келинки Сабины» проторил как раз «Рэкетир».
В центре первого фильма — биографическая история о жизни молодого человека по имени Саян, рассказанная им самим.
Когда-то, в начале девяностых он, парень, который родился и вырос в Алма-Ате, подающий большие надежды боксер, решил, что дорогу в жизнь можно пробить своими кулаками. И вроде все складывалось для него неплохо, даже очень… Но наступает момент, когда он начинает понимать, что назад уже дороги нет и за все в жизни, оказывается, надо платить. Какой ценой – он узнает позже.
В фильме присутствует стандартный набор эпизодов криминального жанра — драки, стрельба, большие деньги, ночные клубы, красивые женщины, любовь и предательство.
В 2007 году фильм попал, что называется, в яблочко, в нерв времени. Да и мода на криминальное кино была в самом разгаре — еще не отгорели страсти по «Бригаде», «Бумеру», рейтинговым «ментовским» сериалам. При бюджете в 800 тысяч долларов фильм собрал в прокате 1 миллион 200 тысяч. И сам бюджет, и сборы, по меркам сегодняшнего времени — скромные, тогда казались прорывными. Казалось, продолжение, несмотря на вроде бы трагическую развязку, не должно было заставить себя ждать. Однако ждать пришлось долгих восемь лет. Ситуация в стране и мире изменилась, изменилось и казахстанское кино — у него появился избалованный зритель.
Вторая история представляла собой переиначенную историю «Ромео и Джульетты». В центре новой истории – брат Руслана (одного из убитых подельников Саяна) Була. И Альбина, дочь бизнесмена Жана — того самого, кто это убийство и заказал. Главный герой первой части выходит на авансцену лишь под занавес картины, чтобы свести старые счеты со своим врагом.
Зрители сиквел не оценили, хотя кассовые сборы на хайпе и ажиотаже вокруг продолжения культового фильма удалось сделать довольно неплохими. Зрители ругали картину за притянутый за уши и нелепый сюжет. Более того, поражала и откровенно слабая актерская игра — для опытного режиссера Акана Сатаева это казалось непростительным промахом. Но и в конце второй части Сатаев оставил лазеечку для продолжения. Все считали, что после столь оглушительной критики режиссер не будет снимать третью часть. Но спустя девять лет после премьеры сиквела Сатаев все же решился на продолжение. И его съемки состоялись буквально на днях.
Подробности сюжета триквела «Рэкетира» создателями проекта держатся в секрете. Но по публикациям в соцсетях и Telegram-каналах можно догадаться, что главным героем этой части будет сын Жана, решивший мстить за своего отца Саяну. Его роль исполнит актер Асылхан Толепов. Вполне вероятно, что события будут развиваться спустя несколько лет после второй части, когда главный герой вышел из тюрьмы — напомним, что в конце второй части главного героя органы взяли с поличным. Не исключено, что к своей роли вернется и сыгравший в первой части Владимир Вдовиченков. Тогда, в 2007 году, пригласить в фильм звезду «Бригады» и «Бумера» было, безусловно, грамотным маркетинговым ходом. Это привлекло на отечественный фильм целевую аудиторию этих картин. Кстати, участие Вдовиченкова обеспечило успех «Рэкетира» в постсоветском видеопрокате. Сыграет ли участие московской звезды какую-то решающую роль в третьем «Рэкетире», пока судить рано.
Когда третий «Рэкетир» выйдет на экраны, это будет уникальный прецедент. Впервые отечественной кинофраншизой станет криминальный фильм. До этого такое удавалось только комедиям. Самый удачный пример – «Бизнес по-казахски», ежегодно бьющий рекорды по кассовым сборам в Казахстане. Хотя в последние годы сборы этой франшизы все же несколько снизились. Во многом ей на пятки наступает друга комедийная франшиза — «Хотя бы в кино». Принцип и той, и той довольно прост — приключения провинциальных аульных родственников в экзотических странах. Да, успех других некомедийных жанров в казахстанском кинопрокате дает надежду и для третьего «Рэкетира». Более того, уже упоминавшийся «Сказ о розовом зайце» тоже вскоре получит продолжение. Остается наблюдать, насколько восприимчива будет аудитория к этой ностальгической волне.
Фото из открытых источников