Под занавес 2023 года сделать подобного рода инвентаризацию будет не лишним, ибо ровно 15 лет назад, по сути, началась новейшая история казахстанского кино, когда после долгой летаргической спячки вдруг стали появляться новые отечественные фильмы, снятые в новом стиле, новым киноязыком. Первым киноманифестом нового кино тогда, во второй половине «нулевых», конечно, стал фильм «Рэкетир» Акана Сатаева. Неимоверную славу тогда получил и исполнитель главной роли – актер Саят Исембаев. Совпадение или нет – но имена актера и его героя максимально созвучны, а имя персонажа «Рэкетира» прочно приклеилось к Саяту. Во многом это стало и удачей, и проблемой Саята. Актер как будто бы застрял во времени и в одном образе – режиссеры не спешат предлагать ему роли другого плана. Доходило до курьезов – несколько раз Саяту приходилось играть этого героя «камео» в других фильмах. К слову, ему по сей день приходится нести имидж персонажа из «Рэкетира», однако удачных проектов в таком жанре более не случалось. Даже сиквел «Рэкетира» вызвал у зрителей в основном недоумение.
Смотря сегодня казахстанские фильмы конца нулевых, они справедливо нам кажутся несколько наивными и глуповатыми. Тем не менее, тогда мы радовались хотя бы тому, что они есть, и в разных жанрах. Есть, к слову, и такие жанры, которые так и не прижились. Что тогда, что сейчас зритель не очень жалует спортивные драмы. А как громко презентовали первый отечественный фильм в этом жанре «Рывок». Если его режиссер Канагат Мустафин сделал себе достаточно неплохое имя в отечественном кино, то исполнителю главной роли Арыстану Мырзагерееву этого не удалось.
Когда-то этому актеру пророчили удачную актёрскую карьеру. Ведь начинал он вместе с такими своими коллегами-ровесниками как Санжар Мади, Ануар Нурпеисов и Максим Акбаров. Однако не получилось. После яркого дебюта в фильме Канагата Мустафина «Рывок» последовали еще несколько главных ролей — в сериалах «Жаным», «Асель, друзья и подруги». А потом кинокарьера Арыстана забуксовала. Он посвятил себя работе тамады, ведущим мероприятий. Кинематограф же о таком актере попросту забыл.
Если вспоминать актеров того же поколения, то стоит вспомнить еще двух, чьи звезды зажглись в то же самое время. Для этого нужно вспомнить, пожалуй, самый успешный молодежный фильм рубежа нулевых и десятых – «Сказ о розовом зайце» и исполнителей главных ролей в фильме – Ануара Нурпеисова и Максима Акбарова. Сегодня они также, по большому счету, завязали с актерской карьерой. Правда, каждый по-своему.
Максим Акбаров похитил не один миллион девичьих сердец по всей стране. Его персонаж Локо вызывал желание жить также красиво, как и он. Да и, казалось бы, новые роли должны были закрепить успех. Однако в дальнейшем Максим появлялся лишь во второстепенных ролях и эпизодах, пока и вовсе не ушел за кадр. Сегодня он занимается продюсированием и режиссурой. А к актерству, судя по всему, Акбаров остыл. Его режиссерский проект «Степь» недавно представили на фестивале «Бастау», а продюсерский проект «Братья» собрал неплохие награды на международных кинофестивалях.
С Ануаром Нурпеисовым еще интереснее. Еще годом раньше перед выходом «зайца» он успел ярко дебютировать в сериале Акана Сатаева «Агайынды» в роли младшего брата Бахыта. А до того засветился на весь СНГ в команде КВН КБТУ. Увы, роль в «Зайце» так и осталась его высшим актерским достижением. Далее из крупных ролей у него была только роль в картине «16 кыз». С 2019 года Ануар активно занялся общественной деятельностью, съемками документального кино о своих путешествиях по экзотическим местам.
В какой-то момент он даже обосновался на Шри-Ланке, где решил заниматься туристическим бизнесом. При этом художественное кино, видимо, оставил в прошлом. Сам Нурпеисов заявлял, что не видит достойного контента для себя, в котором ему хотелось бы участвовать. И в принципе, то, куда движется наш кинематограф его не особо устраивает. Сегодня Нурпеисов чаще делает общественно-политические высказывания касательно ситуации в стране, авторитаризма и исламизации общества, что порождает хайп в соцсетях, но не более.
Оглядываясь на несколько лет назад, становится понятно, что некий естественный водораздел между поколениями провела пандемия. Если вспомнить, то тот период едва не похоронил кинопрокат в Казахстане и многие не оправились от этого удара, когда почти год в стране не работали кинотеатры, а потом по инерции люди еще долго заново привыкали в них ходить.
Символично, но именно пандемия свергла с пьедестала двух, пожалуй, самых удачливых кинодеятелей 2010-х годов. Асель Садвакасова, к примеру, во второй половине 2010-х была, наверное, самым успешным кинопродюсером страны. Продюсируя фильмы «на себя» - то бишь с собой в главной роли она весьма преуспела «Адель», «Замуж в 30» (наш ответ «Бриджит Джонс»), дилогия «Келинка тоже человек», спортивная драма «Бой Атбая» и многое другое. Но, как мы видим сегодня, Садвакасова решила заняться собой – переехала на Бали, занялась психологией и тренингами личностного роста и вышла замуж! С чем мы ее и поздравляем. Обороты в кино она, судя по всему, сбавила. Лишь в этом году после почти трехлетнего перерыва вышла на киноэкраны комедия «Дубай любой ценой».
Ну а второй в этом ряду, конечно, небезызвестный Нуртас Адамбай. Превратившегося сегодня в одиозного мракобеса, еще 5 лет назад этого человека называли самым удачливым актером и режиссером отечественного кино. Снимай он фильмы про келинку Сабину, про бандитов из Тараза или про богача-недотепу, ставшего сельским акимом, ему всегда сопутствовала удача. Продолжалось такое везение ровно до 2020 года, до пандемии коронавируса, когда кинопрокат в нашей стране едва не приказал долго жить. Именно в этот момент, по собственному признанию, у Адамбая произошла переоценка ценностей. С тех пор он с головой ушел в религию, яростно проповедует ислам и борется со всем греховным.
Если еще 10 лет назад он придерживался проукраинских взглядов, то сегодня яростно выступает за Палестину и против Израиля. Многим памятен эпизод, когда северное сияние в цветах палестинского флага, он трактовал как поддержку палестинцам свыше. Это, не говоря про прошлогоднюю кампанию по снятию с проката фильма «Базз Лайтер» из-за наличия ЛГБТ-персонажей. Новых фильмов от Адамбая так и не следует, как и его новых актерских работ. Зато в обильном количестве имеются проповеди и нравоучения. Случается и травля, когда Адамбай решил вдруг запретить концерт Андрея Макаревича за его произраильские взгляды.
Особняком тут стоит пример актера и певца Нурлана Алимжанова. Прославился он в сериале «Агайынды» того же Акана Сатаева. Снявшись в его же популярном историческом блокбастере «Жаужурек Мын бала», казалось, он вытянул счастливый билет. Его утвердили на роль молодого Нурсултана Назарбаева. Счастливый билет оказался одновременно и волчьим проклятием. Потому как практически на многие годы в других фильмах ему было сниматься де-факто запрещено. Что сыграло с Нурланом злую шутку. По факту он превратился в номенклатурного актера. Вернуться к нормальным ролям ему так и не удалось. Благо, спасало то, что он продолжал музыкальную карьеру. А в 2019, видимо вдохновившись ролью первого президента в кино, решил податься в политику и избрался в Мажилис от правящей партии. Теперь сложно понять кто Нурлан в первую очередь — артист или политический деятель?
Сбавила обороты и актриса Аружан Джазильбекова, некогда дебютировавшая в отечественной адаптации французских «Элен и ребят» - сериале «Асель, друзья и подруги». К слову, потом «дослужилась» в своей карьере до другой «Адаптации» - рейтингового российского сериала, наряду с популярной «Золотой ордой». Кинематографических новостей от нее нет, зато недавно последовали откровения о пережитом в детстве насилии. Как говорится, на злобу дня.
Сегодня новые талантливые и просто удачливые артисты появляются как в полнометражном кино, так и в веб-сериалах, которые однозначно являются феноменом нашего времени. Остается лишь выждать время, чтобы понять кто из них с нами надолго, а кто, что называется, «калиф на час».
Фото из открытых источников