Культура

Альянс спасения кино

Константин Козлов

07.08.2024

Казахстанские кинодеятели вновь пытаются объединить усилия. Есть ли смысл?

На днях ряд деятелей отечественного кино, среди которых легендарный кинорежиссер Рашид Нугманов, менее известный режиссер Айдар Баталов и председатель Союза кинематографистов РК Адай Абельдинов, подписали соглашение о совместной деятельности трех общественных объединений. Как и прежде, на повестке дня улучшение условий производства и распространения качественной казахстанской кинопродукции. Новое объединение будет называться Альянс кинематографистов Казахстана.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

На реальных событиях

Ирония киносудьбы или с легким фильмом!

Сбитые летчики или смена поколений?

Казахстанский кинематограф переживает противоречивый период. С одной стороны, фильмов снимается все больше и больше. Даже «комедийное проклятие», как кажется, начинает развиваться. Судя по последним данным сборов кинотеатров, зрители хотят смотреть не только комедии-хохотушки, но и серьезные кино в самых разных жанрах. От социальной драмы до хоррора — пожалуй, самого многострадального жанра в казахстанском кино. Тем не менее, далеко не всех такая картина устраивает. Необходимость искать деньги у частных инвесторов, которые чаще нацелены на получение прибыли и в очень редких случаях на поддержку творчества, ставит режиссеров и продюсеров в заведомо ущербное положение. К слову, именно из-за фатальной зависимости от желания спонсоров отбить кассу отечественный кинематограф и попал в «комедийное проклятие». Долгое время считалось, что только комедии способны привлечь зрителя в кинотеатр. Ну, в лучшем случае еще криминальные драмы. 

Сложнопостановочные исторические картины, авторское кино, да и вообще много других жанров оказались в положении просящих бедных родственников. Ранее ими ведал в основном «Казахфильм», но главная киностудия уже много лет сотрясаема скандалами и выяснениями отношений между бывшими и нынешними руководителями. 

В 2018 году положение, казалось, стало лучше: был принят закон о кино, учрежден Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК), который призван распределять средства среди кинокомпаний, подавших лучшие идеи и сценарии. Поначалу действительно произошел определенный толчок — было снято несколько фильмов в типичных ранее для Казахстана жанрах: например, спортивные драмы «Алга» и «Паралимпиец». С успехом в прокате прошел байопик в жанре мюзикл о знаменитом советском казахском ВИА «Дос-Мукасан». Собственно, удачные примеры на этом и заканчиваются. Кончилось все просто и банально. Во-первых, восторжествовала вкусовщина, когда с каждым новым председателем ГЦПНК меняются приоритеты в жанрах. Плюс ко всему, с каждым годом усложнялись правила — появлялись странные требования о так называемой «финансовой устойчивости» киностудий, когда от них требовали определенный финансовый оборот за год. Потом это правило, конечно, отменили, но ввели новые. Самым раздражающим фактором в работе киноцентра, собственно, и была система питчинга, когда жюри (в рядах которого эксперты киноцентра и деятели кинематографа) определяло, кому выделять деньги. И почти после каждого питчинга находились десятки недовольных, причем пару раз они даже выходили митинговать. А в этом году количество фильмов, на которые выделено государственное финансирование по линии ГЦПНК, и вовсе сократилось на несколько десятков. 

Ну а самая сложная задача даже для тех, кто получил финансирование — это пробиться на экран. Это проблема перекочевала еще со времен «Казахфильма», когда проблемой дистрибуции, промоушена и рекламы занимались постольку-поскольку, если вообще занимались. Почему огромное количество фильмов, снятых под патронажем ГЦПНК, попросту осталось лежать на полке? Канонический пример — фильм Ермека Турсунова «Бесмойнак» о трех аульных стариках бюджетом в полмиллиарда тенге. 

Собственно, в преодолении этих и других трудностей новое кино-объединение и видит свою главную миссию. Вообще в последнее время профессиональные объединения кинематографистов либо бездействуют, находясь в летаргическом сне, либо выясняют отношения. Как это было несколько лет назад с Союзом кинематографистов, когда относительно молодого председателя союза, режиссера Ахата Ибраева, который пытался было встряхнуть уже загибавшийся союз, приняв туда молодых киношников, вышвырнули из организации, обвинив в злоупотреблениях. «Старики» же тоже никак не улучшили состояние дел в Союзе кинематографистов — на творческий процесс он не влияет, Дом кино в Алматы как находился в полуаварийном состоянии, так и находится. Выросло несколько поколений алматинцев, которые даже не знают, что в городе есть такой Дом кино. 

Альянс планирует объединить все реальные силы. Среди предлагаемых им мер, в частности, привлекать бизнес к спонсированию талантливых кинематографистов и кинолент не только сугубо развлекательного формата. 

«В планах Альянса на первом этапе — налаживание коммуникации между всеми кинематографистами и контент-мейкерами. Возможно, есть смысл задуматься о качественной платформе/приложении для всех участников рынка. Ускоренный нетворкинг посредством приложения, где все могут находить бизнес-возможности и поднимать ресурсы, которые задействованы в отрасли. В дальнейшем есть смысл продолжить инициативы по внедрению электронного билета, демонополизации рынка кинотеатрального проката и созданию комфортной бизнес-среды для привлечения частного капитала в киноиндустрию», — заявил Айдар Баталов. 

Кроме того, в планах Альянса перезапустить кинематографическую премию «Тулпар», которая не вручалась несколько лет. Предлагается пересмотреть и систему вручения наград. Об этом рассказал Рашид Нугманов: «Особенностью премии является то, что в тайном голосовании участвуют все члены организаций Альянса, а не 5–10 членов жюри, как на фестивалях. Другое отличие — тогда как фестивали отдают предпочтение допрокатным премьерам, на академические премии во всем мире претендуют только картины, вышедшие в кинопрокат. Иными словами, мы подводим итог прокатному сезону года для отечественных фильмов».

Заявки на участие в конкурсе принимаются с 1 по 30 августа. Это казахстанские полнометражные игровые, документальные и анимационные фильмы, вышедшие или запланированные к выходу в коммерческий кинопрокат в период с 1 ноября 2023 года по 30 сентября 2024-го.

Голосование проводится с 1 по 15 сентября в личных кабинетах членов Альянса.

Победитель в номинации «Лучший фильм» будет рекомендован Альянсом к выдвижению на соискание 97-й премии «Оскар» в категории International Feature Film от Казахстана.

Впрочем, если по премии «Тулпар» хоть какая-то конкретика имеется, то по оздоровлению ситуации в казахстанском кинематографе вопросы есть, поскольку это по-прежнему лишь попытки. Насколько они будут успешными, покажет время. А оно довольно часто показывало, что многие слова остаются просто словами, даже будучи очень полезными и правильными по смыслу. 

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

Алексей Шемес: Я искал Спилберга!

Незаслуженно забыт: дочь Еркеша Шакеева требует справедливости

Ниже плинтуса. Как повысить уровень английского в РК

О том, что болит: специфическая правда жизни

Люди и явления: как Батыр вернул казахский контент в эфир

Аким Каллаур и возрождение Тараза

Топ-тема

Другие темы

СПОРТ | 14.12.2024

Бельгия — фаворит. Мы — в аутсайдерах

ИНТЕРВЬЮ | 14.12.2024

Алексей Шемес: Я искал Спилберга!

НОВОСТИ | 13.12.2024

Токаев подписал указ о награждении энергетиков

НОВОСТИ | 13.12.2024

Что построят вместо резиденции президента в Актау

НОВОСТИ | 13.12.2024

Уволить акима района в Алматинской области рекомендуют в АДГС

НОВОСТИ | 13.12.2024

ЖК «Французский дом» сносят в Алматы