На днях ряд деятелей отечественного кино, среди которых легендарный кинорежиссер Рашид Нугманов, менее известный режиссер Айдар Баталов и председатель Союза кинематографистов РК Адай Абельдинов, подписали соглашение о совместной деятельности трех общественных объединений. Как и прежде, на повестке дня улучшение условий производства и распространения качественной казахстанской кинопродукции. Новое объединение будет называться Альянс кинематографистов Казахстана.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Ирония киносудьбы или с легким фильмом!
Сбитые летчики или смена поколений?
Казахстанский кинематограф переживает противоречивый период. С одной стороны, фильмов снимается все больше и больше. Даже «комедийное проклятие», как кажется, начинает развиваться. Судя по последним данным сборов кинотеатров, зрители хотят смотреть не только комедии-хохотушки, но и серьезные кино в самых разных жанрах. От социальной драмы до хоррора — пожалуй, самого многострадального жанра в казахстанском кино. Тем не менее, далеко не всех такая картина устраивает. Необходимость искать деньги у частных инвесторов, которые чаще нацелены на получение прибыли и в очень редких случаях на поддержку творчества, ставит режиссеров и продюсеров в заведомо ущербное положение. К слову, именно из-за фатальной зависимости от желания спонсоров отбить кассу отечественный кинематограф и попал в «комедийное проклятие». Долгое время считалось, что только комедии способны привлечь зрителя в кинотеатр. Ну, в лучшем случае еще криминальные драмы.
Сложнопостановочные исторические картины, авторское кино, да и вообще много других жанров оказались в положении просящих бедных родственников. Ранее ими ведал в основном «Казахфильм», но главная киностудия уже много лет сотрясаема скандалами и выяснениями отношений между бывшими и нынешними руководителями.
В 2018 году положение, казалось, стало лучше: был принят закон о кино, учрежден Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК), который призван распределять средства среди кинокомпаний, подавших лучшие идеи и сценарии. Поначалу действительно произошел определенный толчок — было снято несколько фильмов в типичных ранее для Казахстана жанрах: например, спортивные драмы «Алга» и «Паралимпиец». С успехом в прокате прошел байопик в жанре мюзикл о знаменитом советском казахском ВИА «Дос-Мукасан». Собственно, удачные примеры на этом и заканчиваются. Кончилось все просто и банально. Во-первых, восторжествовала вкусовщина, когда с каждым новым председателем ГЦПНК меняются приоритеты в жанрах. Плюс ко всему, с каждым годом усложнялись правила — появлялись странные требования о так называемой «финансовой устойчивости» киностудий, когда от них требовали определенный финансовый оборот за год. Потом это правило, конечно, отменили, но ввели новые. Самым раздражающим фактором в работе киноцентра, собственно, и была система питчинга, когда жюри (в рядах которого эксперты киноцентра и деятели кинематографа) определяло, кому выделять деньги. И почти после каждого питчинга находились десятки недовольных, причем пару раз они даже выходили митинговать. А в этом году количество фильмов, на которые выделено государственное финансирование по линии ГЦПНК, и вовсе сократилось на несколько десятков.
Ну а самая сложная задача даже для тех, кто получил финансирование — это пробиться на экран. Это проблема перекочевала еще со времен «Казахфильма», когда проблемой дистрибуции, промоушена и рекламы занимались постольку-поскольку, если вообще занимались. Почему огромное количество фильмов, снятых под патронажем ГЦПНК, попросту осталось лежать на полке? Канонический пример — фильм Ермека Турсунова «Бесмойнак» о трех аульных стариках бюджетом в полмиллиарда тенге.
Собственно, в преодолении этих и других трудностей новое кино-объединение и видит свою главную миссию. Вообще в последнее время профессиональные объединения кинематографистов либо бездействуют, находясь в летаргическом сне, либо выясняют отношения. Как это было несколько лет назад с Союзом кинематографистов, когда относительно молодого председателя союза, режиссера Ахата Ибраева, который пытался было встряхнуть уже загибавшийся союз, приняв туда молодых киношников, вышвырнули из организации, обвинив в злоупотреблениях. «Старики» же тоже никак не улучшили состояние дел в Союзе кинематографистов — на творческий процесс он не влияет, Дом кино в Алматы как находился в полуаварийном состоянии, так и находится. Выросло несколько поколений алматинцев, которые даже не знают, что в городе есть такой Дом кино.
Альянс планирует объединить все реальные силы. Среди предлагаемых им мер, в частности, привлекать бизнес к спонсированию талантливых кинематографистов и кинолент не только сугубо развлекательного формата.
«В планах Альянса на первом этапе — налаживание коммуникации между всеми кинематографистами и контент-мейкерами. Возможно, есть смысл задуматься о качественной платформе/приложении для всех участников рынка. Ускоренный нетворкинг посредством приложения, где все могут находить бизнес-возможности и поднимать ресурсы, которые задействованы в отрасли. В дальнейшем есть смысл продолжить инициативы по внедрению электронного билета, демонополизации рынка кинотеатрального проката и созданию комфортной бизнес-среды для привлечения частного капитала в киноиндустрию», — заявил Айдар Баталов.
Кроме того, в планах Альянса перезапустить кинематографическую премию «Тулпар», которая не вручалась несколько лет. Предлагается пересмотреть и систему вручения наград. Об этом рассказал Рашид Нугманов: «Особенностью премии является то, что в тайном голосовании участвуют все члены организаций Альянса, а не 5–10 членов жюри, как на фестивалях. Другое отличие — тогда как фестивали отдают предпочтение допрокатным премьерам, на академические премии во всем мире претендуют только картины, вышедшие в кинопрокат. Иными словами, мы подводим итог прокатному сезону года для отечественных фильмов».
Заявки на участие в конкурсе принимаются с 1 по 30 августа. Это казахстанские полнометражные игровые, документальные и анимационные фильмы, вышедшие или запланированные к выходу в коммерческий кинопрокат в период с 1 ноября 2023 года по 30 сентября 2024-го.
Голосование проводится с 1 по 15 сентября в личных кабинетах членов Альянса.
Победитель в номинации «Лучший фильм» будет рекомендован Альянсом к выдвижению на соискание 97-й премии «Оскар» в категории International Feature Film от Казахстана.
Впрочем, если по премии «Тулпар» хоть какая-то конкретика имеется, то по оздоровлению ситуации в казахстанском кинематографе вопросы есть, поскольку это по-прежнему лишь попытки. Насколько они будут успешными, покажет время. А оно довольно часто показывало, что многие слова остаются просто словами, даже будучи очень полезными и правильными по смыслу.
Фото из открытых источников