Алматы 28.12.2023 18026

Ирония киносудьбы или с легким фильмом!

Прижился ли в Казахстане жанр новогоднего кино?


На дворе декабрь, а стало быть в самом разгаре и предновогодняя лихорадка. Еще несколько лет назад казахстанских фильмов на новогоднюю тематику было, что называется днем с огнем не сыскать. А в последнее время их появляется все больше и больше. При этом, не сказать о том, что все из них тут же становятся бесспорными кинохитами. Предлагаем проследить эволюцию этого непростого жанра в отечественном кино.

Долгое время этот праздник, как тема для фильмов и вовсе игнорировался отечественными кинематографистами. Лишь в 2013 году была снята первая картина на новогоднюю тематику. Режиссер Фархат Шарипов известный на тот момент своим фильмом «Сказ о розовом зайце» пообещал исправить это недоразумение и снять новогоднюю комедию. Причем, в главной роли планировались актеры реалити-шоу «Главная роль», которую курировал Шарипов на одном из казахстанских каналов. Суть реалити-шоу заключалась в том, что набранных с улицы артистичных самородков превращали в профессиональных актеров и готовили к съемкам обещанного фильма. При том, что сроки выхода реалити-шоу на экраны постоянно задерживались, да и проект сам проходил не без шероховатостей, тем не менее в конце 2013 года свет увидела первая казахстанская новогодняя кинокомедия под названием «Инопланетяне не при чем».

Что шоу, что фильм сегодня напрочь забыты. Шоу казахстанским зрителем оказалось проигноированным, а фильм «Инопланетяне не при чем» с треском провалился в прокате и серьезно пошатнул репутацию Шарипова, как серьезного режиссера. Была взята на вооружение идея «Елок», которая в свою очередь позаимствована из фильма «Реальная любовь». История о том, как из сложных ситуаций в канун Нового года выпутывается будущий молодожен; «агашка», улетающий в отпуск с любовницей, которого тормозят пограничники за обнаруженные у него долги; бедный парень, мечтающий произвести впечатление, старичок-таксист и еще несколько персонажей вызвала у публики недоумение. А Фархату Шарипову свою репутацию в киномире пришлось восстанавливать несколько лет и удалось это с выходом фильма «Тренинг личностного роста».

Возможно, по причине неудачи первого казахстанского новогоднего фильма к этой тематике отечественные кинематографисты не возвращались еще несколько лет. Вторая попытка была предпринята в 2016 году с фильмом «Алдар Косе в XXI веке». История закручивается вокруг бизнесмена Медета и его семьи – жены и двух дочек. Накануне праздника, по сюжету, бизнесмен чрезвычайно загружен и на семью не остается времени. Плюс ко всему и на работе начинаются проблемы – он теряет крупную сумму денег. Но тут на помощь приходит легендарный Алдар Косе, который спасает и семью и праздник. Параллельной сюжетной линией развивается посиделка Деда Мороза, Санта-Клауса и Аяза-Ата – они заключили спор: сможет ли Алдар Косе совершить подвиг. В общем, по замыслу должна была получится добротная зимняя новогодняя сказка. Но не получилась. Хотя идея и история была вполне неплохой. Более того, подключили и известных актеров: известного КВНщика Нуржана Бейсенова, ныне уже покойного узбекского юмориста, известного по «Кривому Зеркалу» Обида Асомова, известного комедийного актера Абунасыра Серикова. И опять промах! Во-первых, у фильма почти не было пиар-компании и даже минимальной рекламы, потому в прокате он прошел почти незамеченным. Во-вторых, даже невооруженным глазом видна крайне бедная картинка. Очевидно, сэкономили и на операторе и не художнике. В общем и целом такая история сгодилась бы для телевидения, но не для полного метра.

Первой относительной удачей на «новогоднем фронте» стала вторая часть дилогии «Келинка тоже человек» Аскара Узабаева и Асель Садвакасовой. По сюжету – практически прямая калька «Любови-моркови» и принятая более сдержанно, чем первый фильм этой серии, когда телами менялись келинка и енешка. К слову сказать, вышла вполне себе сносная новогодняя история – тут была и активная реклама, и известные актеры в главных ролях и даже суперзвезда – Роза Рымбаева в роли самой себя. И можно сказать, что фильм на фоне всех своих предшественников по новогодней тематике зашел намного лучше. В общем, можно сказать, что это первый раз в нашей истории, когда при всех оговорках можно точно сказать – получилось!

Причина столь редкого обращения к новогодней тематике в общем и целом понятна. В мировом и советском кинематографе снято столько шедевров на эту тему, что и не сосчитать: от «Иронии судьбы» до «Одного дома», от «Гринча – похитителя Рождества» до «Елок». И многие отечественные кинематографисты просто рискуют брать на себя эту тему, боясь заведомо проиграть.

Но несколько лет назад многим режиссерам и продюсерам пришла в голову мысль зайти, что называется, с другой стороны и по похожему принципу снять фильмы о непосредственно казахском Новом годе – то бишь Наурызе. Для первого такого опыта вновь обратились к «Ёлкам» как к сюжетной модели – лирические и комедийные новеллы, к концу соединяющиеся. Это был фильм «Наурыз КZ» Аскара Бисембина. Причем накануне запуска фильма продюсеры были настолько уверены в успехе, что почти сразу задумали снимать и вторую часть и вообще – превратить «Наурыз KZ» в полноценную кинофраншизу. Это опять-таки не удалось. Успех был куда скромнее, да и в целом особой атмосферы Наурыза не передал. Что неудивительно, ибо странно снимать фильм об этом празднике в разгар жаркого лета, кое с Наурызом не вызывает никаких ассоциаций.

Второй фильм – это «Той любой ценой» Канагата Мустафина и Айдына Сахамана. К слову, этот фильм к передаче атмосферы Наурыза приблизился более всего. Хотя мог бы стать и неплохим новогодним фильмом. История о том, как молодой сотрудник телевидения решил разыграть узату своей сестры в прямом эфире из-за того, что потерял деньги для оплаты ресторана, получилась вполне забавной. Но коммерческие сборы опять же были скромны, ибо многие отечественные киношники в 2018 году приберегли свои премьеры для длинных выходных в Наурыз, в результате чего на киноэкраны вышло сразу несколько отечественных кинопремьер, а интерес к ним по сути распылился между ними всеми.

Больше громких попыток снять фильм вокруг Наурыза не предпринималось. Зато, вдохновленные успехом «Келинки», на рубеже 2010-х и 2020-х продюсеры и режиссеры массово начали осваивать жанр новогодней комедии. В тот период на экраны вышла целая череда подобного рода проектов.

Например, фильм «Папа поневоле» - авантюрная комедия о незадачливом мужчине, который в новогоднюю ночь попадает в неприятную ситуацию и приходится убегать от полицейских. Пытаясь скрыться, он случайно заходит в открытую дверь чужой квартиры, где находятся двое детей, которые загадывают желание, чтобы дед мороз подарил им настоящего папу. Теперь мужчина поневоле внезапно становится папой двух умных и веселых детишек.

Или же «С новым годом, девочки» в жанре новогоднего роудмуви, когда, путешествуя на автомобиле девчонки ищут себе приключений в новогоднюю ночь. Можно также вспомнить проекты «За три дня до нового года» или «Аяз-ага», выходящий в этом году. Тем не менее, это всегда достаточно серьезный риск. Учитывая то, что в канун новогодних праздников, как правило, в последние годы выходит очередная часть кинофраншизы «Бизнес по-казахски», которая традиционно срывает кассу, оставляя остальным фильмам, что называется «объедки». Поэтому и доморощенным новогодним картинам приходится пробивать настоящую плотину. И получается пока это не вполне.

В целом, резюмируя можно сказать, что недоверие и боязнь жанра у кинематографистов преодолены. Но вот по-настоящему прорывной новогодней картины еще не случилось. Будем надеяться, что только пока.

Фото из открытых источников


Константин Козлов