В Казахстане презентовали фильм «Особенный доктор». Это первая попытка вывести картины об особенных людях за рамки узконишевого кино.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
«Игроманка»: кино, к которому мы не готовы
Когда уйдем со школьного двора…
Фильмы об инвалидах, детях с церебральным параличом или синдромом Дауна в Казахстане появлялись и раньше. Особый вклад в кинематографическую легализацию этих людей внес ныне покойный режиссер и сценарист Азиз Заиров. Его фильмы «Быть или не быть» и «Девушка и море» стоят особняком в нашем кино. Собственно, они образуют и своего рода дилогию. Тахир, молодой инвалид-колясочник, мечтает стать актером и репетирует монолог Гамлета «Быть или не быть». Одновременно он видит себя в образе настоящего принца Гамлета, с которым он дискутирует, пытаясь найти ответ на вопрос — жить ему или умереть. По сути, это автобиографическая история Тахира Умарова, который, играя пусть и вымышленного персонажа, во многом озвучивал свою собственную боль и боль тысяч его друзей по несчастью.
Фильм «Девушка и море» — в его основу легла реальная история подопечной реабилитационного центра «Ассоциация родителей детей-инвалидов» Динары Шариповой. В детстве Динаре поставили страшный диагноз — ДЦП. Но, несмотря на недуг, она смело справляется с тяжелой ношей и помогает здоровым людям поверить в себя. В фильме Динара сыграла девушку по имени Асель, страдающую аналогичным недугом.
Эти фильмы с трудом пробивали себе дорогу на экран. Полноценного проката они так и не получили, но легализовали для казахстанского кинематографа целое направление, где профессиональные актеры сосуществуют в кадре вместе с артистами с особенностями.
Были и другие фильмы на эту тему, так сказать, попытки пробить зрительский и прокатный «лед». Мы уже писали о фильме «Паралимпиец». Аналогичный сюжет и у картины «Жизнь после» — некогда подающие надежды спортсмены после страшной катастрофы вынуждены собирать себя в прямом и переносном смысле.
Такие фильмы, как правило, очень любимы на кинофестивалях, и практически всегда игнорируются широкой казахстанской публикой. Вопрос, почему — конечно, интересный. Многие зрители и кинокритики считают, что казахстанское социальное кино либо слишком схематичное, либо морализаторское. Плюс, не стоит забывать, что у фильмов, где затрагиваются проблемы инвалидности, часто нет хорошей дистрибуции, маркетинга или художественного языка, способного вовлечь зрителя по-настоящему.
Зритель хочет видеть на экране либо звезд, либо персонажей, с которыми можно себя соотнести. Люди с инвалидностью, особенно если они изображены без прикрас, с их реальной болью и трудностями, становятся «другими» — чужими. В обществе, где толерантность к инаковости все еще формируется, такие герои не вызывают интерес, а скорее — ощущение дистанции. Мы уже поднимали эту тему в обзоре на фильм «Игроманка», где также присутствует своего рода инвалидность, пусть не физическая, но моральная. Ее тоже пока народ принимать в массе своей не готов. Поэтому до отечественного «Плюс один» нам еще далековато.
Фильм «Особенный доктор» — первая попытка выйти из этой самой нишевой ловушки, в которой оказываются едва ли ни все отечественные фильмы про инвалидов. Во-первых, это смена жанра. Впервые это не социальная и не спортивная драма, а детектив.
Сюжет фильма вращается вокруг военного в отставке Александра (в исполнении Азиза Бейшеналиева), который страдает от невыносимых головных болей.
Обратившись в клинику «Особенный доктор», он встречает особенную девочку Марту... Привязавшись к ней как к дочери, вместо того, чтобы сосредоточиться на своей боли, он решает понять причину ее несчастий и начинает целое детективное расследование. Хорошая детективная интрига — уже половина успеха фильма. Тем более, что сюжет довольно небанален для подобного жанра и иногда радует неожиданными вывертами.
Более того, нельзя не обратить внимание и на выросшее качество работы с особенными артистами. Оно стало лучше. А уж состав взрослых артистов по-настоящему звездный: Галина Табала, Алексей Шемес, Татьяна Тарская, Чингиз Капин, Артем Ганцев, Ольга Ландина, Карина Султан.
Жаль лишь только, что государство на этот проект в полной мере не раскошелилось. Пришлось создателем фильма, как говорится, пустить шапку по кругу. Хорошо, что деньги нашлись. Плохо, что предвзято к этому жанру относится не только зритель, но и государство. Видимо, госорганы способны поддерживать фильмы об особенных людях только в жанре драматичной нравоучительной дидактики.
Впрочем, пробовать все равно надо. Рано или поздно народ научится смотреть фильмы на серьезные темы. Хотелось бы, конечно, чтобы это случилось рано, а не поздно. Тем более, слишком поздно…
Фото из открытых источников