Фильм «Игроманка» открывает новую тему в отечественном кино. В последнее время отечественный кинематограф часто позволяет себе говорить на сложные темы, но проходят они все равно с трудом.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Когда уйдем со школьного двора…
Аллюзия на Бишимбаева — новый фильм Алагузовой о насилии
Фильм Алдияра Байракимова «Игроманка» — попытка пробить сложную тему и заставить зрителя разговаривать и размышлять об этом. Увы, глубинная аудитория, как думается, пока от этой темы бесконечно далека.
О чем, собственно, картина? Главная героиня — Жулдыз, женщина, потерявшая себя не в любви, не в депрессии, а в одноруких бандитах, в буквальном и метафорическом смысле. Героиня, погрязшая в пучине лудомании, ставится перед дилеммой: Игра или Сын.
И кажется, ответ очевиден. Но для того, чтобы сделать правильный выбор, ей нужно совершить непростое, а местами болезненное путешествие внутрь себя. На этом пути ей встречается молодой психолог с нестандартным подходом и помогает сделать основные шаги к возрождению.
Алдияр Байракимов снова берется за довольно сложный жанр. В спортивной драме «Паралимпиец» зрителю показали историю физической и психологической реабилитации успешного спортсмена, ставшего инвалидом. В «Игроманке» Байракимов, как и в «Паралимпийце», отказывается от морализаторства. Он не бьет зрителя по рукам. Он просто показывает: вот она, реальность. Делай с ней, что хочешь.
Кино смело выводит на поверхность то, о чем не принято говорить за семейным дастарханом: женщина, которая не справилась. Женщина, которая проиграла. В обществе, где все еще доминирует образ «сильной матери», «терпеливой жены», «светлой хранительницы очага», такая фигура воспринимается как провокация. Но эта провокация — необходима. Казахстанское кино должно позволять себе быть неудобным. Плюс ко всему, это яркий и крайне нечастый пример фильма, сделанного «на женщину». Как ни крути, а в нашем кино женские персонажи в основном все еще воспринимаются как сопровождение мужских. И выбор актрисы на главную героиню здесь в целом сработал успешно. Гузель Жан — пианистка, в кино имеет не такой большой опыт. Тем не менее, вытащить такую сложную по материалу роль под силу далеко не каждой профессиональной актрисе. Поэтому здесь отдельный плюс режиссеру за умение работать с актрисой. Некогда базовое для кинорежиссера, это умение сегодня не такое частое. Нередко современные режиссеры работают с актерами и актрисами по принципу «сама-сама», рассчитывая, что те «вытянут ». К счастью, здесь работа выполнена качественно.
Нельзя не сказать и о локациях. Натура, найденная в Урумкае и Бурабае, служит не только фоном, но и контрапунктом: чистая природа на фоне разрушенной внутренней жизни героини.
Жаль лишь только, что отечественный зритель в массе своей оказался неготов к серьезному разговору. Кассовые сборы «Игроманки» вышли довольно скромными. Социальная драма — не самый простой жанр. Для того, чтобы говорить о теме домашнего насилия, понадобилась мегахайповая история в виде дела Бишимбаева, плюс иногда эту же идею пришлось заворачивать в обертку «хоррора». Но для темы лудомании «удачного» новостного повода не нашлось, и в модный формат ее решили не запихивать. Потому, наверное, и сработали предрассудки на тему «порочной женщины». Но кому-то эту стену пришлось пробивать и сказать спасибо Алдияру Байракимову за попытку все же стоит. Не век же ждать, пока киноаудитория созреет для серьезных тем.
Фото из открытых источников